Консультация «Использование малых форм фольклора в речевом развитии умственно отсталых дошкольников»

Галина Добрякова
Консультация «Использование малых форм фольклора в речевом развитии умственно отсталых дошкольников»

Использование малых форм фольклора в речевом

развитии умственно отсталых дошкольников

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, характерны грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, моторики, эмоциональной сферы.

У умственно отсталых детей значительно чаще встречаются тяжелые речевые дефекты, отрицательно сказывающиеся на развитии познавательной деятельности и поведении детей. Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает сложное взаимодействие ее различных сторон: фонетической (звуковой, лексической, грамматической. В структуре речи умственно отсталых детей прослеживается нарушение указанных компонентов. В младшем дошкольном возрасте умственно отсталые дети с большим трудом понимают чужую речь, в лучшем случае улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Собственная речь у детей с отклонениями либо отсутствует, либо формируется с большим запозданием: многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, особыми словами, в которые они вкладывают определённый смысл.

Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного коррекционного воздействия и обучения, осуществляемого с учетом зоны актуального развития детей. В методике развития речи приняты две основные формы работы: обучение в процессе непосредственной образовательной деятельности и руководство развитием речи детей в повседневной жизни, в режимных моментах. Речь детей, с тяжелыми нарушениями в развитии, формируется в разных видах деятельности.

Для плодотворного общения педагога и ребёнка с умственной отсталостью, а так же для благоприятного течения коррекционного воздействия, очень важно установление добрых и доверительных взаимоотношений эмоционального контакта. Что как не фольклор, может нам в этом помочь. Ценность обучающего воздействия фольклора давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой народа о своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат ребенка.

Александра Платоновна Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Василий Александрович Сухомлинский называл песенки, потешки, незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Педагоги и психологи считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

Малые формы фольклора – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, загадки. Именно они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества. В результате такой коррекционной работы развивается эмоциональная сфера ребенка.

Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей с умственной отсталостью. С их помощью можно развивать:

- фонематический слух

- грамматический строй речи

- звуковую культуру речи.

- обогащать словарь

В 5 лет многие дети с умственной отсталостью еще не употребляют в речи простые слова, нам очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

По мнению Широковой Е. Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник коррекционных, воспитательных и образовательных возможностей.

С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Оксана Семеновна Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Таким образом, использование богатейшего материала словесного творчества народа способствует всестороннему интеллектуальному и речевому развитию ребенка, эмоциональному раскрепощению, обогащению новыми знаниями и умениями.

Публикации по теме:

Презентация «Счет от 1 до 10» В настоящее время компьютеры стали популярными средствами обучения, поэтому я в своей работе также их использую. Я работаю с детьми с ограниченными.

Статья «Особенности общения и речевого развития умственно отсталых детей» Особенности общения умственно отсталых детей. Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Консультация «Использование малых форм фольклора в речевом развитии умственно отсталых дошкольников»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 22:32
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...
«Дед Мороз» календарь ожидания Нового года своими руками.
Накануне Нового года чтобы помочь детям скрасить период ожидания чудесного праздника я решила сделать в группе календарь ожидания . Дети у нас...
Развивающая книга «Что ни рукавичка, то интересная страничка «Загадки». Фотоотчет об...
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня представляю Вашему вниманию свое многофункциональное дидактическое пособие - развивающую книжку «Что ни рукавичка,...