Консультация «Использование нетрадиционных методов и приёмов при обучении детей рассказыванию»

Ирина Будылева
Консультация «Использование нетрадиционных методов и приёмов при обучении детей рассказыванию»

Свое выступление я хочу начать с того, что как жаль, что развитие речи своих детей многие родители сводят лишь к необходимости «шипеть» или «рычать» правильно, не замечая бедного словаря ребенка и его неумения, а потому нежелания рассказывать, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения. Наши дети живут в мире «говорящей» техники и постепенно учатся молчать, а речевые игры уступают свое место телевизору. Игровой приставке, компьютеру. Как же сделать так, чтобы наши пресыщенные развлечениями дети с нетерпением ждали занятий по развитию связной речи, с удовольствием составляли предложения и с таким же удовольствием старались запомнить то, что им скажут и повторить услышанное?

Обучение детей рассказыванию, как вы знаете, довольно длительный и трудный процесс. Для того, чтобы научить детей связно высказывать свои мысли, рассказать сказку или пересказать какой-либо рассказ, педагоги используют в своей работе многообразные методы и приемы. В основном, конечно, используются традиционные формы работы. Я хочу вас познакомить с некоторыми нетрадиционными методами и приемами при обучении детей рассказыванию, которые помогут разнообразить вашу работу, которые приведут к более успешному результату при развитии у детей связной речи.

1. Тренажеры речевой активации.

В основе использования тренажера речевой активизации лежит подход, применяемый в коррекционной педагогике. Он предусматривает опору на сохранные анализаторы. Поэтому большая роль отводится наглядности, т. е. ощутимому присутствию того, о чем говорим. «Ребенок употребляет слово, не замечая его, как стекло, через которое виден мир, но не воспринимает его как предмет осознанно» - так сказал А. Л. Лурия.

В ТРА слово соотносится с предметной картинкой – ребенок берет ее в руки и строит дом для нарисованного на ней предмета. Дом – это предложение, где для каждого слова есть свое место. Предложение становится для ребенка зримым. Он может его изменить. Может анализировать то, что предстоит сказать. А это и есть планирование устной речи. Одновременно идет практическое овладение грамматическими конструкциями, развивается связная речь. Эти тренажеры дают возможность многократно повторять и закреплять материал, практически усваивать элементарные закономерности языка. Итак, область применения ТРА: развитие внимания, памяти; автоматизации звуков в словах и предложениях;

работа над предложением (падежные конструкции, согласование слов в предложениях; предлоги и союзы) и, конечно, развитие связной речи.

Приведу примеры некоторых ТРА:

1. Составление простого предложения.

2. Расширение глагольного словаря.

3. Введение в предложения второстепенных членов (дополнений).

4. Расширение словаря прилагательных.

5. Знакомство с предлогами и союзами.

2. Сказки на кончиках пальцев.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум у ребенка находится на кончиках его пальцев. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать в условиях детского сада и для проведения хороводов после чтения сказок.

Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Так как движения в ходе проведения игр могут повторятся, для упрощения объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать названия.

Сказка «Репка».

В огороде дедка Выросла репка

Репку посадил, Всем на удивление

И водой из лейки («Колечки»)

Репку он полил. Большая-пребольшая,

(«Колечки») Всем хватит угощенья.

(«Лучики»)

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка. Выросла репка

Расти, рати, репка, И сладка, и крепка.

И сладка, и крепка. Выросла репка

(«Хлопки») И сладка, и крепка.

(«Хлопки»)

3. Нетрадиционное логопедическое пособие «ЛОГОКУБ».

Данное логопедическое пособие могут использовать логопеды и педагоги на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях и в самостоятельных играх детей.

Пособие состоит из куба с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных, растений и т. д. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием. Пособие может быть использовано для занятий с детьми 4-7 лет.

Основные достоинства пособия:

- кубы удобны в использовании;

- участвовать в игре может один ребенок или вся группа детей одновременно;

- кубу можно переставлять, переносить;

- они объемны, но удобны для хранения;

- кубы дают логопеду и воспитателю возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование словаря, грамматического строя речи, фонематического анализа, на развитие познавательных процессов, ориентировки в пространстве, автоматизации звуков и, конечно, на развитие связной речи.

Это такие игры:

Игра «Составление предложений».

Цель: развитие связной речи, логического мышления.

Описание игры:

Логопед прикрепляет к логокубу предметные картинки с изображением предметов, не связанных друг с другом по смыслу. Надо составить как можно больше предложений с этими словами.

Игра «Где что находится».

Цель: развитие у детей пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.

Описание игры:

Логопед раздает детям листы картона и наборы предметных картинок. Одному ребенку предлагается выполнить задание на логокубе. Он выполняет задание на логокубе таким образом, чтобы остальным детям не была видна его рабочая поверхность. Логопед дает следующее задание: «В правом верхнем углу находится яблоко. Слева от яблока – шарик Под шариком – кукла…» и т. п.

После того как дети закончат свою работу, логопед поворачивает к детям рабочую сторону грань куба, и дети сравнивают свои картинки с логокубом. Эту работу можно проводить и на индивидуальных занятиях.

Публикации по теме:

«Обучение плаванию детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных средств» Опыт работы Актуальность: опыт ориентирован на использование нетрадиционных методов и вспомогательного оборудования при обучении приемов.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Лето
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Использование нетрадиционных методов и приёмов при обучении детей рассказыванию»
Опубликовано: 27 марта 2013 в 21:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Музей «Паровозы России» Фоторепортаж
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Летний пейзаж»
Задачи: учить детей рисовать летний пейзаж в смешанной технике: фон – в технике монотипия, деревья – в технике кляксография с трубочкой, а также...
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных...
Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком. Память –...
Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие "Домик для...
Краткосрочная образовательная практика «Шарики — липучки-забавные игрушки»
Краткосрочная образовательная практика «Шарики-липучки - забавные игрушки» ( Конструктор «Репейник») Актуальность: Полноценное развитие ребенка зависит...