Лучший педагог года

Консультация «Я-концепция личности»

Юлия Медведева
Консультация «Я-концепция личности»

Введение

Дошкольный возраст, по Леонтьеву - это период первичного фактического формирования личности ребенка. Важную роль играет ведущая игровая деятельность, которая имеет коллективный характер. В игре ребенок формирует модель поведения, «самость», самооценку, собирает в единое целое Я концепцию.

В современной психологии, не взирая на широкий интерес к проблеме Я-концепции, все еще недостаточно исследований, направленных на изучение условий формирования и интеграции особенностей становления и характеристик компонентов позитивной Я-концепции. В большинстве случаев ученые описывают отдельные критерии Я-концепции вообще и положительной частности. Недостаточно изучены особенности развития позитивной Я-концепция у детей и подростков, а также ее динамика в ходе профессионализации.

Публикация «Консультация „Я-концепция личности“» размещена в разделах

Глобализация исследований формирования позитивной Я-концепции и ее особенностей ставит перед исследователями ряд вопросов: в какие возрастные периоды активно происходит процесс развития позитивной Я-концепции; какие факторы становятся определяющими для формирования положительной Я-концепции в разные возрастные периоды; какова роль референтной группы в становлении позитивной Я-концепции личности; каковы критерии положительной Я-концепции. Не раскрыты в научной литературе в достаточной степени также условия формирования позитивной Я-концепции и закономерности развития этого сложного динамического личностного психологического образования.

1. Гипотеза Р. Бернса о роли имени в развитии Я-концепции

Традиционно «Я-концепция» (self-concept) определяется как динамическая система представлений человека о самом себе, что включает в себя:

а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияния на собственную личность внешних факторов.

Я - концепция – представления ребенка о себе; познания и оценка самого себя через отдельные образы в различных ситуациях, идентификация себя среди социума.

Выделяют следующие аспекты «Я-концепции»: - основная «Я-концепция», общие представления ребенка про свою личность;

- временное «Я», которое зависит от настроения, ситуации, переживаний;

- социальное «Я» - представления личности про мысли других людей;

- идеальное «Я». «Я» может быть реалистичным, завышенным, заниженным.

Я-концепция в возрасте 4-6 лет еще слабо структурирована и обладает в этот период пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции.

Главный позитивный результат развития ребенка является достижение чувства независимости. Начиная с 4 лет, у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать. Энергичной и настойчивой становится когнитивная деятельность ребенка, главной движущей слой которой является любознательность.

Ребенок бурно реагирует на неточность произношения своего имени и добивается верного обращения. Реакция ребенка на свое имя является показателем особенностей развития Я-концепции.

Если ребенку нравится его имя, он обычно и сам себе нравится, и наоборот. Началом формирования Я-коцепции совпадает с моментом обнаружения того факта, что у ребенка есть имя. Изучением формирования Я-концепции занимались такие ученые как Р. Бернс, С. Крайг, С. Г. Якобсон и другие.

Р. Бернс выдвигает гипотезу о роли имени и именования в развитии Я-концепции. Самосознание ребенка основывается на отличении себя от других.

Главным в создании «Я» как социального объекта является его идентифицирование, а одним из способов этого служит именование. Ассоциируя себя с именем в следствии межличностного вербального и невербального общения со сверстниками и взрослыми ребенок проходит стадию самоосознавания и формируется аспект «Я и мое имя».

2. Условие для успешного развития Я-концепции

Ответственность родителей и педагогов заключается в том, чтобы «сформировать «указатель» в самопроявлениях ребенка», т. е. называть имя ребенка требуется в сравнительной, ласкательной, порицающей форме. Так, обращение к ребенку «умница» создает соответствующий Я-образ, и ребенок будет стремиться поддерживать его истинность.

С. Крайг предполагал, что представления человека о самом себе должны быть согласованными (не противоречащими друг другу, либо произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей.

Основным условием для успешного развития Я-концепции ребенка является, как подчеркивал К. Роджерс, удовлетворение его потребности в позитивном внимании.

В развитии Я-концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с полом, воспринимает себя членом социальной группы.

Основными новообразованиями становятся проявления эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка.

Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную активность ребенка. С самого раннего детства (младенчество) ребенок идентифицирует себя с собственным именем. Позже имя включается им в «Я-образ» и используется как средство самоактуализации.

Заключение

Каждый человек имеет относительно устойчивую Я - концепцию. Он знает, что существуют другие люди, чем-то похожи на него, особенно если он видит себя созданием «средним», но никогда не существовало никого такого, как он, в прошлом и никогда не появится в будущем. Понятие «Я-образа» и «Я-концепции» относятся к некоторым закономерностям в человеческом поведении.

Когда формируется Я-концепция, люди определяют себя с помощью таких категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Я-концепция имеет также временные характеристики.

Если ребенку нравится его имя, он обычно и сам себе нравится, и наоборот. Началом формирования Я-коцепции совпадает с моментом обнаружения того факта, что у ребенка есть имя. Изучением формирования Я-концепции занимались такие ученые как Р. Бернс, С. Крайг, С. Г. Якобсон и другие.

Ответственность родителей и педагогов заключается в том, чтобы «сформировать «указатель» в самопроявлениях ребенка», т. е. называть имя ребенка требуется в сравнительной, ласкательной, порицающей форме. Так, обращение к ребенку «умница» создает соответствующий Я-образ, и ребенок будет стремиться поддерживать его истинность.

Список литературы

1. Бернс, Р. Самооценка и взаимоотношения в семье [Текст] / Р. Бернс // Развитие Я-концепции и воспитание. – М. : Прогресс, 2014. – 422 с.

2. Бернс, Р. Я-концепция и Я-образы [Текст] / Р. Бернс // Самосознание и защитные механизмы личности / Сост. и ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 2011. – С. 133 – 219.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.

4. Шрейдер Ю. А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии, № 7. – 2015. - с. 32-41

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация для воспитателей «Самообразование педагога как одно из условий развития личности» «Настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами» Д. И. Писарев Важнейшим.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Консультация «Защитные механизмы личности в свете учения З. Фрейда» Защитные механизмы личности (учение З. Фрейда) Подготовлено по книге Мельник С. Н., Психология личности. Фрейд полагал, что ЭГО реагирует.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Я-концепция личности»
Опубликовано: 17 октября 2022 в 14:36
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД