Консультация «Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ»

Наталья Владимировна Васильева
Консультация «Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ»

Проблема планирования является актуальной и сложной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением. Планирование в нашем МКДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида» «Солнышко» г. Ефремова основывается на адаптированной основной образовательной программе МКДОУ «Д/с №9 к. в.», разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 года и программы Нищевой Н. В. «Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», 2015 года.

В Программе сказано: «Основу организации образовательного процесса составляет комплексно - тематический принцип». Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса выбран не случайно. Он успешно реализуется педагогами нашего детского сада.

Комплексно - тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОУ. В основной общеобразовательной программе нашего дошкольного учреждения спроектирована модель образовательного процесса и представлено перспективно - тематическое планирование на учебный год для младшего и старшего дошкольного возраста.

Комплексно - тематическое планирование – это планирование по всем направлениям развития ребенка и образовательным областям (социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие).

Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того, вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т. д.). Согласно комплексно - тематическому принципу построения образовательного процесса решение образовательных задач происходит в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Планирование тематического календаря, как уже было сказано, осуществляли в соответствии с лексическими темами, усложняющимися при переходе от младших групп к старшей и подготовительной. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Во второй младшей группе 32 темы на учебный год, в средней, старшей и подготовительной – 34 темы. Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется две или одна неделя во второй младшей группе и одна неделя в средней, старшей и подготовительных группах.

Реализацию комплексно - тематической образовательной модели в дошкольном учреждении обеспечивает насыщенная предметно - развивающая среда. В каждой группе ДОУ оборудованы центры активности, которые ориентированы на организацию различных видов детской деятельности и соответствуют пяти образовательным областям, заявленным в ФГОС ДО.

Содержание материала во всех центрах обновляется и пополняется в соответствии с темой, что дает возможность ребенку более полно и разносторонне «прожить» материал. Организованная предметно-развивающая среда строится с ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребенка и предоставляет детям возможность выбирать не только деятельность, но и содержание, и уровень сложности игр, заданий.

Тематическое планирование ДОУ отвечает следующим требованиям:

1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиН).

2. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

3. Интеграция усилий всех специалистов.

4. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников.

5. Регулярность и последовательность воспитательных воздействий.

6. Учет уровня развития детей.

6. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности.

8. Учет того, что ведущим видом деятельности детей является игр.

Эффективность комплексно-тематического планирования

По мнению многих специалистов, комплексно – тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.

Оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Оно придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики.

Ребенок не перенапрягается, т. к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т. к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от педагогов ДОУ высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Педагог должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Публикации по теме:

Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе-основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса Практическое занятие с педагогами ДОУ «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников.

Особенности проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса по программе «Детство» Комплексно – тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей.

ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Бусловская т. в. :ФГОС ДО1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,.

Индивидуально-дифференцированный подход в организации коррекционно-образовательного процесса ФГОС ДО определяет одним из качеств основных принципов дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса на летний оздоровительный период во второй младшей группе Задачи по основным направлениям развития: 1. Социально-коммуникативное развитие: - развивать у детей основы социального сознания; - формировать.

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе на сентябрь Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе на сентябрь Тема: «День знаний» Задачи:.

Консультация на тему: «Мультисенсорный подход к организации образовательного процесса в ДУЗ» .

Перспективно-календарный комплексно-тематический план воспитательно-образовательного процесса (вторая младшая группа) Понедельник 1. Музыкальное 2. Рисование. Тема: «Цветные клубочки» Цель: Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями. Не отрывая.

Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса Новые документы в области дошкольного образования ориентируют педагога ДОУ на пересмотр не только содержания образовательного процесса,.

Тренинг с педагогами «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС до» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 29 «Малышка» Тренинг по развитию компетентности.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Весна
Автор публикации:
Консультация «Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ»
Опубликовано: 30 мая 2016 в 15:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Прогулка выходного дня»
Уважаемые коллеги! Вчера несколько детей из нашей группы вместе с родителями собрались погулять в Парке Победы, что располагается на реке Кубань в городе...
Досуг по формированию элементарных математических представлений «Маша и Медведь»
Д О С У Г по формированию элементарных математических представлений у среднего дошкольного возраста «МАША И МЕДВЕДЬ» Задачи: • Закрепить названия...
Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Усатый-полосатый»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Тема "Усатый полосатый". Цель: - Использовать умение и навыки работы...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Цель : Продемонстрировать свойства магнита. Программные...
Дидактическая игра «Яблоко с секретом»
Дидактическая игра «Яблоко с секретом» Подготовила воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Аширова Надия Харрясовна Возраст...