Лучший педагог года

Искусство как фактор воспитания любви к родному краю

Наталья Волкова
Искусство как фактор воспитания любви к родному краю

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Публикация «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» размещена в разделах

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога.

Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности.

Учитывая, что на Мордовской земле многое связано с прошлым, мы раскрываем детям красоту родного края не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым. У ребенка появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было.

Любить Родину – значит знать ее, знать прежде всего свою малую Родину.

Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развития личности. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, село, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня.

Саранск – столица нашей Республики, один из красивейших городов нашей страны, где очень много современных и исторических достопримечательностей, украшающих и привлекающих своим историческим прошлым и красотой всех жителей нашей Республики.

Мы по праву гордимся своими земляками – выдающимися личностями в развитии истории и культуры Мордовского народа.

Знакомим детей со знаменитым художником-скульптором С. Д. Эрьзя, его замечательными работами.

Гордимся работами своего художника Ф. Сычкова, который создал немало произведений, таких как:

- «Дети в старой деревне»;

- «Народные забавы»;

- «Школьница-отличница»;

- «Учительница-Мордовка»;

- «Катанье с гор»;

- «Праздничные дни» и др.

Поэтому в работе мы используем его творчество. Любовь к Мордовской земле, ее истории, природе, людям художник пронес через всю жизнь.

Ярким подтверждением этому служат его произведения, собранные в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств.

Методы работы с привлечением регионального компонента известны. Нам представляется, что важна система использования этих методов, которая включает занятия, посвященные истории города, села; экскурсии и прогулки по своей малой Родине; чтение литературных произведений (Мордовские народные сказки, фольклор, включая заклички, прибаутки, колядки, рассказы); организация уголка, посвященного родному краю.

На каждом занятии организуется практическая деятельность детей. Например рисование на темы (стар. гр.) :

- «Украшение посуды»;

- «Украшение шарфика», «варежки» (используя элементы мордовского орнамента).

Аппликация:

- «Закладка для книг»;

- «Украсим платье Алдуни»;

- «Украшение салфетки»;

Лепка:

- «Лепка посуды, украшенной орнаментом»;

- «Лепка народной игрушки «Лошадка»;

- «Лепка фигурки».

При ознакомлении с окружающим миром проводим:

- «Экскурсия в мини-музей»;

- «Знакомство с улицами г. Саранска, с. Лямбирь»;

- «Экскурсия к райисполкому»;

- «Рассматривание флагов России и Мордовии»;

- «Знакомство детей с названиями и историей ближайших улиц»;

- «Рассматривание кукол в национальных костюмах народов, населяющих Мордовию».

Ознакомление с родным краем с помощью изобразительного искусства создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, город, село, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.

Произведения искусства как будто заново открывают уже знакомые детям места, заставляют размышлять, понимать происходящее, воспитывают личностный интерес к искусству и любовь к миру, людям, самому себе. А радость открытия ведет к творчеству.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Родной край — Колодозеро» Участники. Дети старшей и подготовительной к школе групп, родители воспитанников, воспитатели группы. Цель. Воспитывать любовь к родному.

«С чего начинать патриотическое воспитание дошкольников». Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудится на ее благо, оберегать и умножать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Искусство как фактор воспитания любви к родному краю
Опубликовано: 18 мая 2013 в 10:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД