Искусство как фактор воспитания любви к родному краю

Наталья Волкова
Искусство как фактор воспитания любви к родному краю

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога.

Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности.

Учитывая, что на Мордовской земле многое связано с прошлым, мы раскрываем детям красоту родного края не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым. У ребенка появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было.

Любить Родину – значит знать ее, знать прежде всего свою малую Родину.

Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развития личности. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, село, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня.

Саранск – столица нашей Республики, один из красивейших городов нашей страны, где очень много современных и исторических достопримечательностей, украшающих и привлекающих своим историческим прошлым и красотой всех жителей нашей Республики.

Мы по праву гордимся своими земляками – выдающимися личностями в развитии истории и культуры Мордовского народа.

Знакомим детей со знаменитым художником-скульптором С. Д. Эрьзя, его замечательными работами.

Гордимся работами своего художника Ф. Сычкова, который создал немало произведений, таких как:

- «Дети в старой деревне»;

- «Народные забавы»;

- «Школьница-отличница»;

- «Учительница-Мордовка»;

- «Катанье с гор»;

- «Праздничные дни» и др.

Поэтому в работе мы используем его творчество. Любовь к Мордовской земле, ее истории, природе, людям художник пронес через всю жизнь.

Ярким подтверждением этому служат его произведения, собранные в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств.

Методы работы с привлечением регионального компонента известны. Нам представляется, что важна система использования этих методов, которая включает занятия, посвященные истории города, села; экскурсии и прогулки по своей малой Родине; чтение литературных произведений (Мордовские народные сказки, фольклор, включая заклички, прибаутки, колядки, рассказы); организация уголка, посвященного родному краю.

На каждом занятии организуется практическая деятельность детей. Например рисование на темы (стар. гр.):

- «Украшение посуды»;

- «Украшение шарфика», «варежки» (используя элементы мордовского орнамента).

Аппликация:

- «Закладка для книг»;

- «Украсим платье Алдуни»;

- «Украшение салфетки»;

Лепка:

- «Лепка посуды, украшенной орнаментом»;

- «Лепка народной игрушки «Лошадка»;

- «Лепка фигурки».

При ознакомлении с окружающим миром проводим:

- «Экскурсия в мини-музей»;

- «Знакомство с улицами г. Саранска, с. Лямбирь»;

- «Экскурсия к райисполкому»;

- «Рассматривание флагов России и Мордовии»;

- «Знакомство детей с названиями и историей ближайших улиц»;

- «Рассматривание кукол в национальных костюмах народов, населяющих Мордовию».

Ознакомление с родным краем с помощью изобразительного искусства создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, город, село, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.

Произведения искусства как будто заново открывают уже знакомые детям места, заставляют размышлять, понимать происходящее, воспитывают личностный интерес к искусству и любовь к миру, людям, самому себе. А радость открытия ведет к творчеству.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Родной край — Колодозеро» Участники. Дети старшей и подготовительной к школе групп, родители воспитанников, воспитатели группы. Цель. Воспитывать любовь к родному.

«С чего начинать патриотическое воспитание дошкольников». Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудится на ее благо, оберегать и умножать.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Искусство как фактор воспитания любви к родному краю
Опубликовано: 18 мая 2013 в 10:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет в старшей группе «Здравствуй, Дедушка Мороз»
Всем коллегам и просто вольным пользователям нашего прекрасного и познавательного образовательного портала МААМ добр го вечера! Хочется поделится и...
Лэпбук «Город Асбест на Урале».
Доброго выходного дня, уважаемые маамовцы! Представляю Вашему вниманию мой новый лэпбук "Город Асбест на Урале" Город Асбест- это жемчужина среднего...
Лэпбук по экологии
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию первый мой лэпбук. Лэпбук, как известно - это картонная папка, в которой собран...
Мастер-класс по конструированию из бумаги  «Лягушка»
Предлагаю Вашему вниманию игрушку, сделанную из цветной бумаги. Материал для работы: квадрат – зелёного цвета 10 * 10 см. ; клей карандаш; ножницы; цветная...
Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе «Путешествие по станциям»
Цель: обобщить знания детей к концу учебного года по ФЭМП , познавательному развитию и конструированию, закрепить знания детей о цифрах, учить соотносить...