Консультация логопеда: «Еще есть время». Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

Ольга Нагорная
Консультация логопеда: «Еще есть время». Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

С началом школьного обучения к речи детей предъявляются повышенные требования. Правильная речь -основа грамотности при письме. Часто дети при чтении и письме допускают «специфические» ошибки, которые не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребенка.

Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.

Вот наиболее часто встречающиеся ошибки:

- замена букв (СЛЯПА - вместо шляпа, КУСЬ — вместо гусь);

- пропуски букв (ЗОТИК - вместо зонтик, СТЛ – вместо стол);

-перестановка букв (КОНРИ - вместо корни, ВСЕТ - вместо свет);

- недописывание слов (КРАСН - вместо красный, ДОРОГ — вместо дорога);

- разделение одного слова на части (У ТЮГ — вместо утюг, О КНО — вместо окно);

- слияние нескольких слов в одно (ДЕТИИГРАЛИ - вместо дети играли).

Для успешного овладения письмом у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

1. Правильное произношение всех звуков.

2. Различение на слух всех звуков речи (звонкие - глухие, мягкие- твердые).

3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:

- выделение звука на фоне слова (например: ЕСТЬ ЛИ ЗВУК «Р» в слове рыба, а в слове шар, картина)

- определение места звука в слове (начало, середина, конец, например: «на каком месте находится звук «Ш» - в начале, середине или в конце слова машина? А в словах шуба, ерш?.

4. Выделение ударного гласного звука в начале и конце слова.

- например: какой первый звук в слове аист? Какой последний звук в слове весна?

Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений ребенка, умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве (круг, овал, квадрат, треугольник; большой - маленький; вверху-внизу; справа-слева) - необходимое условие для прочного усвоения зрительных образов букв.

В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении написания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при написании слов, что и приведет к появлению ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы по профилактике этих нарушений, их можно применять и в домашних условиях.

-написание букв в воздухе;

-конструирование букв (из палочек, ниток, проволоки, крупы, выдавливание в пластилине);

-дописывание элементов букв;

-сравнение смешиваемых букв (В-Р, (Т-Г, (В-З, (Х -К) и др. ;

-реконструирование букв: одну превратить в другую

(Ы- Ь — Ъ — Б — В -З.);

-нахождение спрятавшихся букв (зашумленные рисунки);

-формирование зрительной памяти (игры «Запоминайка», «Чего не стало?», «Что изменилось?»);

-закрепление умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (игры «Кто где находится?», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты»,

графические диктанты.

Учитель-логопед Нагорная Ольга Евгеньевна

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

Работа над методической темой «Формирование фонематического слуха младших дошкольников». Для работы по своей методической теме я разработала перспективный план, который использую в своей работе. Работа с детьми /Работа с родителями.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Зима
  • Лето
Автор публикации:
Консультация логопеда: «Еще есть время». Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»
Опубликовано: 13 декабря 2012 в 19:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дебют в соревнованиях по акробатике моей внучки
Вчера моя Рита впервые приняла участие в соревнованиях по акробатике, вообще то она занимается гимнастикой на полотнах, но чтобы улучшить растяжку,...
Фотоотчет. Конкурс «Алло, мы ищем таланты».
В нашем детском саду проходил конкурс «Алло, мы ищем таланты». Это был не большой праздник, ведь у каждого из детей есть какой - то талант. Чем...
Планирование проектной деятельности в младшей группе на апрель (часть восьмая)
Дата: 1-ая неделя ( 3. 04 - 7. 04) Тема: За здоровьем в детский сад! Содержание работы: Цель проекта. Формирование у детей мотивации к занятиям...
Театрализованная игра «Два жадных медвежонка» в младшей группе. Фотоотчет.
В этом году у нас в группе дети младшего дошкольного возраста. Для их всестороннего развития и воспитания мы используем театрализованные игры. В процессе...
Конспект целевой прогулки в парк с детьми подготовительной группы «Грачи прилетели!»
Цель: конкретизировать и систематизировать знания детей о перелетных птицах -грачах, месте их гнездования. Задачи: - расширить и обобщить знания...