МААМ-картинки

Консультация музыкального руководителя «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»

Людмила Макарова
Консультация музыкального руководителя «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (Всемирная организация здравоохранения).

Известные древнегреческий мыслитель Сократ считал, что люди, которые познают себя, делают много доброго и получают численные положительные результаты. Жители Древнего Рима часто поздравляли друг друга словом «Вале!» - «Будь здоровым!».

Публикация «Консультация музыкального руководителя „Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования“» размещена в разделах

Валеология как наука возникла не так давно. «Отцом» современной валеологии называют русского ученого И. И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний : «Окружающий мир» (или «Мир человека», «Природа», «Физкультура и здоровье», «Музыка и здоровье», «Изобразительное искусство и здоровье», «Математика и здоровье».

Одной из составляющих единого здоровье сберегающего пространства ДОУ может быть система музыкально-валеологической работы, которая включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» доктор педагогический наук Н. А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. О лечебных силах музыки свидетельствуют самые древние источники. Выдающийся врач всех времен и народов Авицена еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. Музыкотерапия широко применялась в Древнем Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины.

С XIX века началось распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству, через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание, восприятие. Это доказано в работах Л. П. Новицкой, А. Я. Дормана, Г. А. Березиной.

Таким образом, оздоровительная функция музыки очень важна в работе с дошкольниками, так как позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эстетические чувства.

Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ.

Цели: организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья; выявление и развитие музыкальных и творческих способностей; формирование привычек к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи :

Формировать начала музыкальной культуры.

Развивать звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.

Совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи :

Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.

Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.

Воспитывать и развивать детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры города.

Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Доступность – система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результативность – снижение показателей заболевания верхних дыхательных путей у детей; повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы у детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

Музыкально-валеологическое воспитание дошкольников основано на следующих принципах:

Принцип научности: опора только на научно обоснованные методики.

Принцип реалистичности и доступности.

Принцип занимательности: все интересно, всем весело. Системный подход – то есть воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка.

Принцип «Не навреди» - использование в музыкально-валеологической работе только безопасных приемов оздоровления, по рекомендации и под наблюдение врача педиатра и с согласия родителей. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью.

Принцип гуманизма. В музыкально-валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями музыкально 0валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».

Принцип меры: для здоровья хорошо то, что в меру.

Музыкально-валеологическая работа осуществляется в нескольких направлениях:

В образовательном процессе дошкольного учреждения – непосредственно образовательная деятельность, музыкально-физкультурные досуги и развлечения.

В процессе взаимодействия ДОУ с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары-практикумы).

В процессе взаимодействия ДОУ со школой (совместные тематические праздники и досуги).

Содержание музыкально-валеологической работы в ДОУ.

Основой музыкально-валеологической работы в ДОУ является формирование у дошкольников культуры здоровья, компонентами которой являются: эмоциональный, личностный, интеллектуальный, коммуникативный, физический (Т. С. Казакова). Музыкально-валеологическая работа направленна на формирование здравотворческой деятельности, которая предполагает: наличие мотива к здравотворчеству и системы ценностей, потребность быть здоровым, знания и убеждения; умение оценивать и контролировать состояние здоровья и использовать средства оздоровления.

Музыкально-валеологические мероприятия носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников. В структуре музыкально-валеологического мероприятия предполагаются:

Валеологическая песенка-распевка.

Проблемная ситуация.

Актуализация знаний и опыта детей и приобретение новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации.

Закрепление нового материала в практической деятельности.

Организация тесного сотрудничества ДОУ с семьей в воспитании здорового ребенка – одно из направлений музыкально-валеологической работы. Взаимодействие с семьей по воспитанию здорового ребенка проходит в несколько этапов (Е. А. Терпугова) :

I. Знакомство с семьей, ее изучение (вид семьи, социальное благополучие, психологический климат, составление карты социального статуса семьи.

II. Определение направлений взаимодействия с родителями, составление социального паспорта семей.

III. Круглогодичное оказание непосредственной помощи и поддержки семьям.

Приемы, способствующие формирования навыков здорового образа жизни.

Валеологические песенки-распевки поднимают настроение, задают позитивный фон, подготавливают голосовой аппарат к пению (авторы М. Л. Лазарева, М. Ю. Картушина).

Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей (Б. Толкачев, А. Стрельникова).

Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произношению фонем (Е. Косинова, Т. Куликовская, В. Цвынтарнов).

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (В. Емельянов, М. Картушина).

Игровой массаж повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез (А. Уманская, М. Картушина, А. Галанов).

Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы (Е. Железнова, В. Коноваленко, О. Узорова).

Речевые игры позволяют детям с раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность (Т. Боровик, Т. Тютюнникова).

Ритмодекларация – это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.

Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Таким образом, успех воспитания здорового ребенка в детском саду обеспечивается следующими обязательными условиями:

Готовность ДОУ и педагогов к осуществлению музыкально-валеологического образования дошкольников.

Личностно ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения основ здорового образа жизни.

Наличием материальной базы для успешной музыкально-валеологической работы, в том числе и соответствующих гигиеническим требованиям помещений.

Активным участием родителей в воспитательном процессе.

Заинтересованность начальной школы в сохранении здоровья будущих первоклассников.

Ребенок как музыкальный инструмент : он может замечательно исполнять шедевры музыкальной культуры. Нужно только помочь ему настроиться, раскрыть его способности, зажечь в нем искорку творчества.

Все это возможно лишь при одном условии: если ребенок хорошо себя чувствует. Ведь духовное здоровье детей, их эмоциональное состояние неотделимо от здоровья физического. Еще в Древнем Риме были известны слова «В здоровом теле – здоровый дух». Здоровый малыш – это радость, благополучие не только семьи, но и всего общества.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование ценностей здорового образа жизни посредством досуговой деятельности Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса.

Первый день в бассейнеПервый день в бассейне охранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Здоровье – это не только отсутствие болезней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация музыкального руководителя «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»
Опубликовано: 17 февраля 2015 в 09:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД