Получи документы

Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Нелли Ашотовна Паветко
Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Паветко Н. Н., музыкальный руководитель МБДОУ №1 г. Армавир

Дети раннего возраста очаровательные существа, они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними одно удовольствие, от маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности, но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Дети раннего возраста быстро развиваются в условиях любви и внимания родителей, обеспечивающих внутреннее эмоциональное благополучие малыша. Чем меньше возраст ребенка, тем теснее эмоциональная связь с родителями, поэтому его поступление в детский сад является стрессовым фактором.

Публикация «Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах

Особенности развития детей в первые три года жизни исследованы Л. Н. Павловой, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной и другими. Ученые отмечают, что в этот возрастной период начинается быстрое развитие речи, совершенствуются механизмы высшей нервной деятельности, что сказывается на повышении работоспособности детей, быстро формируются условные нервные связи, совершенствуется сенсорика. Вместе с тем, ученые отмечают такую отличительную особенность детей раннего возраста, как ранимость, поэтому переход в детский сад может протекать достаточно бурно. Для того чтобы адаптация к детскому саду прошла успешно и безболезненно, необходимо заранее проектировать процесс привыкания малыша к новой обстановке, режиму дня, к новым взаимоотношениям [4,5].

В наш детский сад дети обычно приходят в 1,5 – 2 х летнем возрасте. Важной задачей детского сада в этот период является успешная их адаптация. Важно не просто наладить контакт с детьми в адаптационный период, но и помочь ребёнку войти в новый, непривычный для него мир детского сада.

Эффективным средством решения проблемы выступает музыка и момент ее появления в жизни и развитии ребенка с целью обеспечения снижения эмоционального дискомфорта в период его адаптации.

Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различных видах музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой, больше, чем взрослые люди и вот здесь, бесценную помощь оказывает музыка во всех ее проявлениях. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно, достаточно сыграть грустную мелодию, а малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Чтобы помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ в своей работе использую музыку во всех видах детской деятельности. Особое внимание уделяется музыкально-игровой деятельности. Для обеспечения результативности в работе важным момент является целеполагание деятельности детей. Применительно к музыкальной деятельности ведущей целью педагогической работы является содействие положительному эмоциональному отклику ребенка через его погружение в мир музыки. Для достижения данной цели широко используется образовательный потенциал игр-забав и игрушек. Так, например, для привлечения внимания детей можно использовать игрушки-забавы, вместе с которыми они поют понравившиеся песенки: «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой; «Кошка», муз. Ан. Александрова; «Птичка», «Собачка», муз. М. Раухвергера; «Цыплята», муз. А. Филиппенко…

Маленькому ребенку свойственна потребность в движениях. Окружающие его взрослые должны всеми доступными средствами удовлетворять данную потребность, помочь ему полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от самого процесса движений. Удовлетворение потребности в движениях малыши получают на музыкальных занятиях в процессе участиях в танцах и плясках, которые проходят в игровой форме. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием выполняют разнообразные движения: хлопки, фонарики, притопы, кружение вокруг себя: «Ай - да», муз. В. Верховинца; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Погремушка, попляши», муз. И. Арсеева; «Гопачок», укр. нар. мел, обр. М. Раухвергера…

Можно привлечь внимание малышей музыкальными играми, которые помогают в работе с детьми для успешной адаптации : например, игра «Солнышко и дождик». По ходу звучания музыки можно рассказать детям о том, что когда светит солнышко, все люди радуются ему, на улице тепло и можно пойти погулять. Но вдруг тучка спрятала наше солнышко, и пошел дождик, весело запев песенку. Все торопятся открыть зонтики, чтобы не промокнуть. После этого детям можно предложить спеть песенку, рассказать правила игры и предложить им поиграть. Малыши с удовольствием откликаются на образные игры : «Птички», муз. Г. Фрида; «Воробушки» муз. И. Арсеева; «Зайка», рус. нар. мел, обр. Ан. Александрова и др…

Для того чтобы вызвать у детей интерес к играм желательно использовать различные атрибуты: шапочки, маски, эмблемы, создавать для них различные игровые ситуации, чтобы подвести к той или иной игре.

Большая работа проводится в адаптационный период с семьями воспитанников. Подготовлены рекомендации для родителей: «Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?», «Как помочь ребенку быстрее освоиться в детском саду, «Музыкальные игры в адаптационный период с детьми», «Музыка в жизни ребенка», «Советы родителям по облегчению адаптации ребенка к ДОУ»…

Эффективность и качество адаптации детей повышается благодаря совместной работе с родителями и педагогами. Одной из доступных форм работы являются консультации, семинары-практикумы, на которых взрослые обогащают свои знания о развитии детей раннего возраста, как самом поддающемся педагогическим воздействиям периоде. Все осваивается ребенком и познается им впервые. Нет еще закрепленных навыков, отсутствуют системные представления, знания, но зато ярко проявляется предрасположенность к усвоению нового, служащая основой психического развития. Но это и самый уязвимый период в жизни человека, требующий проявления заботы со стороны взрослых.

Таким образом, совместные усилия детского сада и семьи обеспечивают овладение ребенком первым опытом взаимодействия с окружающими людьми, но его результативность во многом обусловлена педагогической способностью воздействия на эмоциональную сферу малыша и в этом играет большую роль использование музыкальной игры-забавы.

Список литературы

1. Арсеневская О. Н. Музыкальные занятия. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2013 .

2. Бабина Н. В., Мельцина И. В. : Музыкальные занятия с детьми раннего возраста. ФГОС. - СПб: Издательство: «Детство-Пресс», 2017 г.

3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Праздник каждый день: конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (младшая группа).-М. ,2009.

4. Павлова Л. Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. -М. : Айрис-пресс, 2007. - 226 с.

5. Печора, К. Л., Пантюхина, Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К. Л. Печора. - М. : Владос, 2002.

Интернет-источники: https://www.maam.ru/detskijsad/-muzykalnye-zanjatija-v-adaptacionyi-period-v-dou.html

https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-na-temu-uspeshnost-realizaci-modeli-organizaci-adaptacionogo-perioda-pri-postupleni-v-dou.html

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Музыкальные хороводные игры для детей раннего возраста» Музыкальные хороводные игры для детей раннего возраста. Задачи: 1. Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Приход ребенка в детский сад или, другое дошкольное учреждение, означает новый этап в жизни ребенка. Воспитание и игра позитивно влияют.

Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к условиям детского сада Детский сад- первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. По мнению психологов, период адаптации к новым условиям длится.

Методическая разработка Особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить.

Музейная среда как средство адаптации и развития детей раннего возраста В данной работе раскрываются некоторые аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению, через организацию предметно –.

Подвижные игры как средство обогащения двигательного опыта детей раннего возраста - Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с разгадывания кроссворда. (Кроссворд) - Назовите слова, наиболее часто встречающиеся.

Проект «Дом для друзей» по адаптации детей к условиям детского садаПроект «Дом для друзей» по адаптации детей к условиям детского сада ПРОЕКТ «ДОМ ДЛЯ ДРУЗЕЙ» Наш детский сад комбинированного вида. У нас есть группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «По дороге в детский сад» ПРОЕКТ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «По дороге в детский сад» В МБДОУ № 95 Автор проекта: Бухрякова Ирина.

Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада Пояснительная записка При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности.

Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» Методическая разработка: Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Опубликовано: 14 апреля 2017 в 08:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД