Консультация «Развитие диалогической речи детей в театрализованной деятельности»

Майя Васкевич
Консультация «Развитие диалогической речи детей в театрализованной деятельности»

Духовная жизнь ребенка

Полна лишь тогда

Когда он живет в мире

Сказок, творчества,

Воображения,фантазии,

а без этого он

засушенный цветок.

В. Сухомлинский

Дошкольное образование стало рассматриваться, как первая ступень во всей системе непрерывного образования, где создаются условия для формирования ребенка, способного жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалоговой речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог, интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативных высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Известно, не владения родных языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предпологает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет, особо чувствителен, сенситивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своим воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь.

Именно театрализованная деятельность является уникальным сретдством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинации в целостном процессе.

Одним их условий развития личности являются театрализованные игры, которые пользуются у детей неизменной любовью. Участвуя в театрализованных игах, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрального искусства на личност ь ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Известно, что игра- дело серьезное, но и веселое. Игра привлекает внимание богатой палитрой разнообразных чувств и переживания играющих, их увлеченностью.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках.

Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умения поступать в соответствии с нравственными нормами.

Театрализованные занятия сохранили непосредственность детской игры, основанной на ипровизации. Поэтому не заучивали с детьми текс роли, не отрабатываем позы, жесты, движения, считая, что постановка нисколько не пострадает, если неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстоят мизасцену. Главное- это понимание смысла и атмосферы театрального действия.

«Заучивания слов роли, не всегда соответствуют пониманию и чувств ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детское понимание пьесе, сочиненное самим или сочиняемое и импровизируемое ими в процессе творчества. Такие пьесе будут неизбежно более нескладны и менее литературные, чем готовые, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающее в том, что они возникают в процессе детского творчества».

Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщить маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больше результатов можно достигнуть.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.

Выразительная речь развивается в течении всего дошкольного возраста:

От непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей среднего возраста и к языковой выразительного речи у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе работы на выразительность реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко,понятно изъясняться. У него улучаются диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность явяется источником развития чувств, глубоких переживания и открытий ребенка, приощает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат,. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, проблема развития диалогической речи в театрализованной деятельность считается актуальной.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок.

Эссе «Моя педагогическая философия». Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
Автор публикации:
Консультация «Развитие диалогической речи детей в театрализованной деятельности»
Опубликовано: 25 января 2014 в 12:32
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...