Лучший педагог года

Консультация на тему «Адаптация»

Наталья Фролова
Консультация на тему «Адаптация»

Что же такое «адаптация»

Адаптация - это процесс приспособления организма и личности ребенка к новой обстановке и новым условиям.

Какая бывает степень адаптации

Легкая степень адаптации длится до 20 дней пребывания детей в детском саду, это когда у ребенка постепенно нормализуется со и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние ребенка и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3 недели они восстанавливаются.

Публикация «Консультация на тему „Адаптация“» размещена в разделах

Средняя степень адаптация длится два месяца. У ребенка настроение часто меняется, очень часто плачет, мало двигается все больше сидит на стульчике. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, отказывается, от совместной деятельности с воспитателем, но это все проходит, и ребенок через два месяца уже чувствует себя более уверенным.

Ну и, конечно, существует третья степень – тяжелая. Ребенок очень часто болеет, безучастен ко всему, постоянно плачет, иногда говорят, что это «не садовский ребенок». Все темпы развития замедляются по всем направлениям.

Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребенка к яслям. Такой фактор связан с психологическими особенностями самих родителей, особенно матери. Если мама очень тревожно- мнительна и слишком опекает ребенка, тогда могут возникнуть трудности по адаптации этого ребенка, если мама обладает конфликтным характером это может явиться трудной адаптацией ребенка.

От чего зависит характер и длительность адаптации.

Возраст ребенка. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняются тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

Состояние здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

Сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятием.

Индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.

Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п., легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относиться к требованиям взрослых.

Методологическая основа адаптации.

Из психиатрии и психологи известно, что «…привязанность ребенка к матери наиболее сильна в 1-1,5 года. Она несколько уменьшается к 2,5-3 годам, когда в поведении ребенка отчетливо намечаются другие тенденции – стремление к самостоятельности и самоутверждению, связанные с развитием самосознания» («Клиническая психиатрия раннего детского возраста», Б. Е. Микиртумов, А. Г. Кощеев, С. В. Гречаный).

К возрасту 2-3 лет, когда малыш поступает в дошкольное детское учреждение, у ребенка помимо первичной привязанности к матери уже сформировалось чувство привязанности к другим близким людям, которые способны заменить мать в условиях ее кратковременного отсутствия. В этих привязанностях существует иерархия. Задача воспитателя – завоевать доверие ребенка и стать объектом его привязанности на период пребывания в ясельной группе.

В психиатрии так же имеются сведения о позитивном влиянии замещающих привязанностей на психическое развитие детей в дошкольном и раннем школьном возрасте. Обнаружено, что такие дети достаточно компетентны в общении со сверстниками, часто проводят время в контактах с другими детьми и в социальных играх. Надежная замещающая привязанность проявляет себя также отсутствием агрессивности, враждебности, позитивном отношении к играм и общению.

Прием детей в ясельную группу и адаптационный период являются испытанием не только для ребенка, приходящего в ДОУ, но и для самих воспитателей. Успешная работа воспитателей зависит не только от их профессиональных навыков и опыта работы, но и от их мировоззрения, жизненных установок, взглядов, позиций. В условиях каждодневных испытаний на прочность, которые предъявляет к воспитателям период адаптации, на передний план выходят такие личные качества, как твердость духа и уравновешенность.

Как утверждал А. С. Макаренко: «Хороший педагог должен быть хорошим актером». Для того чтобы продемонстрировать ребенку всю гамму разнообразных эмоций (в зависимости от ситуации, воспитатель должен хорошо владеть собой и чутко ощущать потребности ребенка раннего возраста. Воспитатель стоит не на позиции жалости и сострадания к малышу (даже в глубине души, а на позиции милосердия. Милосердие – это помощь духу ребенка в преодолении испытания, переживании страдания, отделения от первичного объекта привязанности – его матери.

Если воспитатель убежден, что малышу по силам преодолеть свое испытание, что эти переживания в дальнейшем сделают его душу более чуткой, а дух – закаленным, что новая социальная среда наполнит жизнь ребенка и новым развивающим полезным содержанием, - установки воспитателя передадутся малышу и он сможет легче справиться со своими эмоциями.

Предварительная работа с родителями непременно затрагивает и эти моменты адаптации. Родители должны сами подготовить себя к необходимости временной разлуки с ребенком, и их настрой обязательно передастся малышу.

Воспитатель также просит родителей заранее сформировать позитивное отношение к детскому саду, к будущей интересной и содержательной жизни малыша. Не нужно обманывать ребенка, что в детском садике все будет замечательно и прекрасно, иначе ребенок может столкнуться с проблемой обманутых ожиданий. Ребенок сам в состоянии разобраться и оценить новую обстановку.

Только при таком подходе мы сможем мобилизовать психику малыша. Помочь ему сконцентрировать все свои силы для преодоления своего жизненного испытания.

Плач.

Родители часто думают, как правильно реагировать на слезы ребенка.

Как разъясняет психотерапевт А. И. Захаров в своей книге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», адресованной воспитателям детских садов: «Плач – особый язык ребенка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит взаимопонимание с детьми».

«Плач – один из показателей эмоциональной чувствительности, и характер ее выражения зависит не только от особенностей темперамента, но и от характера воспитания. Действительно, чрезмерная забота и опека на фоне полной вседозволенности со стороны родителей, как правило, сопровождаются повышенной капризностью у детей, одним из проявлений которой и является плач, доходящий до истерик».

«С другой стороны, плач-протест говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде. Иногда плач возникает как способ привлечения внимания родителей, как своеобразная просьба помочь вмешаться, разрешить ту или иную волнующую ситуацию. У эмоционально безучастных родителей плач ребенка в этом случае достигает градации крика и отчаяния, как бы призывая их быть более теплыми и отзывчивыми в выражении ответных чувств. Плача, ребенок жалуется на того, кто его обидел, на плохое самочувствие, боль, неспособность реализовать желания».

«Иногда плач проявляется только потому, что накопившееся нервное напряжение требует своего выхода, разрядки, облегчение, испытываемое после плача, в какой-то мере способствует улучшению настроения, представляя, таким образом средство регуляции эмоционального тонуса.

Разнообразные функции плача: каприз (истерика, протест, просьба, требование, жалоба (обида, плач-сигнал и плач-разрядка составляют его сложную психологическую структуру – то, что мы определили, как язык плача».

Воспитатели стараются отвлечь плачущего от протеста ребенка, переключить его внимание (а вслед за этим эмоции) на созидательно-деятельное направление: «Нам в ясельках некогда плакать, у нас очень много дел. Мы должны расти большими, кушать, играть, отдыхать (слово «спать» не употребляется! Потом вырастем вот такими, и в школу пойдем, учиться будем и т. п.»

Если ребенка обидел другой малыш, мы зовем обидчика и просим обнять и погладить обиженного, если обидчик отказывается, обиженного малыша «жалеют» другие дети.

Публикации по теме:

Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада» Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети.

Адаптация ребенка в детском саду. Консультация для родителей Адаптация ребенка в детском саду. Советы родителям. Время быстротечно. И вот уже ваш малыш повзрослел для детского сада. У родителей появляется.

Консультация для родителей «Адаптация детей к ДОУ» Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста - профессор Н. М. Аскарина, говоря о данной проблеме, часто приводит один.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» воспитателя МБДОУ ДС № 31 " Голубая стрела"г. Туапсе Краснодарского края.

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к детскому саду» Ребенок живет в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между.

Консультация для родителей «Адаптация в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый.

Консультация для родителей «Адаптация малыша к детскому саду» Цель: помощь родителям в адаптации детей к детскому саду Уважаемые родители! Мы рады поздравить Вас с поступлением вашего малыша в детский.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к обучению в школе» Прозвенел первый звонок. Начались школьные занятия. Пришли в школу первоклассники. Первый год обучения всегда сложный. Изменяется статус.

Опыт работы на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель: Третьякова Ольга Ивановна вторая квалификационная.

Выступление на родительском собрании на тему: «Адаптация — особенности, практические советы» АДАПТАЦИЯ – особенности, практические советы. Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом. как если бы от этого зависела Ваша жизнь. Л.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Адаптация»
Опубликовано: 9 февраля 2017 в 06:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД