Консультация на тему «Чтение художественной литературы при формировании первичных целостных представлений о себе, семье»

Екатерина Курочкина
Консультация на тему «Чтение художественной литературы при формировании первичных целостных представлений о себе, семье»

Чтение художественной литературы, детской книги рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт Ирина Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам Василия Александровича Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Она играет огромную роль в формировании первичных целостных представлений о себе, семье, о мире и обществе.

В первую очередь, это обусловлено тем, что дошкольник воспринимая все то, что написано в тексте через образы, ситуации и примеры проецирует, с помощью воспитателя, либо в полном взаимодействии с вопитателем, на себя, на свою семью и на окружающий мир в целом. Тем самым осознавая, первично на небольшой период времени, как делать нельзя, а как можно и нужно, какие последствия за собой несут плохие поступки, из каких членов состоит семья, как нужно относиться к близким, родным тебе людям, сверстникам, взрослым и природе

Во вторую очередь, это связано с тем, что чтение художественной литературы очень хорошо и продуктивно может интегрировать с другими областями образовательной деятельности с такими, как познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка, что от нас и требует ФГОС. Подбирая художественную литературу, объигрывая на занятиях развития речи, лепки, рисовании тот или иной сюжет из книги, произведения воспитатель еще больше расширяет кругозор ребенка и формирует первичные целостные представления о нем.

Воспитательная функция чтения художественной литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Для воспитателя важно взять за правило проводить не большие консультации для родителей на тему значимости чтения художественной литературы в семье. Помогать подбирать литературу, делая упор не только на русско-народные сказки, которые принято читать на ночь, а и на стихи, повести, басни, потешки, соответствующие определенному возрасту. Отводить на это преимущественно дневное время, для того чтобы после прочтения обсудить услышанное с ребенком, сделать выводы, проговорить новые ключевые слова, для укрепления их в лексиконе ребенка. Выходные дни не делать исключением для чтения, так же уделяя на это небольшое количество времени.

И как пример, я хотела бы назвать несколько произведений и авторов, которые мы можем отнести к первоочередным: Агния Барто («Девочка чумазая», Сергей Михалков («Песенка друзей», Корней Чуковский («Так и не так», «Мойдодыр», «Краденное солнце», Самуил Маршак («Сказка об умном мышонке», Константин Ушинский («Петушок с семьей») и т. д.

И в заключения я хотела бы еще раз напомнить о том, что особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области - воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном, личностном, мировоззренческом становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

Публикации по теме:

Значение чтения художественной литературы в жизни детей раннего возрастаЗначение чтения художественной литературы в жизни детей раннего возраста Неотемлемой частью в жизни детей раннего возраста является чтение художественной литературы. С помощью ЧХЛ малыши знакомятся с окружающим.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Фразеология
  • Лето
Автор публикации:
Консультация на тему «Чтение художественной литературы при формировании первичных целостных представлений о себе, семье»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 14:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Музей «Паровозы России» Фоторепортаж
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Летний пейзаж»
Задачи: учить детей рисовать летний пейзаж в смешанной технике: фон – в технике монотипия, деревья – в технике кляксография с трубочкой, а также...
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных...
Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком. Память –...
Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие "Домик для...
Краткосрочная образовательная практика «Шарики — липучки-забавные игрушки»
Краткосрочная образовательная практика «Шарики-липучки - забавные игрушки» ( Конструктор «Репейник») Актуальность: Полноценное развитие ребенка зависит...