Консультация на тему «Чтение художественной литературы при формировании первичных целостных представлений о себе, семье»

Екатерина Курочкина
Консультация на тему «Чтение художественной литературы при формировании первичных целостных представлений о себе, семье»

Чтение художественной литературы, детской книги рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт Ирина Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам Василия Александровича Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Она играет огромную роль в формировании первичных целостных представлений о себе, семье, о мире и обществе.

В первую очередь, это обусловлено тем, что дошкольник воспринимая все то, что написано в тексте через образы, ситуации и примеры проецирует, с помощью воспитателя, либо в полном взаимодействии с вопитателем, на себя, на свою семью и на окружающий мир в целом. Тем самым осознавая, первично на небольшой период времени, как делать нельзя, а как можно и нужно, какие последствия за собой несут плохие поступки, из каких членов состоит семья, как нужно относиться к близким, родным тебе людям, сверстникам, взрослым и природе

Во вторую очередь, это связано с тем, что чтение художественной литературы очень хорошо и продуктивно может интегрировать с другими областями образовательной деятельности с такими, как познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка, что от нас и требует ФГОС. Подбирая художественную литературу, объигрывая на занятиях развития речи, лепки, рисовании тот или иной сюжет из книги, произведения воспитатель еще больше расширяет кругозор ребенка и формирует первичные целостные представления о нем.

Воспитательная функция чтения художественной литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Для воспитателя важно взять за правило проводить не большие консультации для родителей на тему значимости чтения художественной литературы в семье. Помогать подбирать литературу, делая упор не только на русско-народные сказки, которые принято читать на ночь, а и на стихи, повести, басни, потешки, соответствующие определенному возрасту. Отводить на это преимущественно дневное время, для того чтобы после прочтения обсудить услышанное с ребенком, сделать выводы, проговорить новые ключевые слова, для укрепления их в лексиконе ребенка. Выходные дни не делать исключением для чтения, так же уделяя на это небольшое количество времени.

И как пример, я хотела бы назвать несколько произведений и авторов, которые мы можем отнести к первоочередным: Агния Барто («Девочка чумазая», Сергей Михалков («Песенка друзей», Корней Чуковский («Так и не так», «Мойдодыр», «Краденное солнце», Самуил Маршак («Сказка об умном мышонке», Константин Ушинский («Петушок с семьей») и т. д.

И в заключения я хотела бы еще раз напомнить о том, что особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области - воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном, личностном, мировоззренческом становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

Публикации по теме:

Значение чтения художественной литературы в жизни детей раннего возрастаЗначение чтения художественной литературы в жизни детей раннего возраста Неотемлемой частью в жизни детей раннего возраста является чтение художественной литературы. С помощью ЧХЛ малыши знакомятся с окружающим.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Фразеология
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация на тему «Чтение художественной литературы при формировании первичных целостных представлений о себе, семье»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 14:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздничное мероприятие «День Победы в Великой Отечественной войне»
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей , создание условий для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о...
Фотоотчет о подготовке к творческому конкурсу экологических макетов «Земля — наш...
В нашем детском саду «Колокольчик» руководство объявило о творческом конкурсе изготовления экологических макетов «Земля – наш общий дом», цель которого,...
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Белая береза»
Программное содержание: Совершенствовать художественные навыки и умения детей, учить использовать в своем творчестве новые знания. Развивать эстетическое и...
Фотоотчет «Поделки детей и родителей к Новому году»
Уважаемые коллеги! Сегодня, после выходных дней, наши родители, вдохновленные детскими просьбами, принесли в детский сад поделки на выставку к Новому...
Дидактическая игра «Я — художник» для детей старшей и подготовительной групп
Цели игры : Обеспечивать художественно-эстетическое развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;...