Лучший педагог года

Дежурство как форма организации трудовой деятельности дошкольников

Газетова Илона Зауриевна
Дежурство как форма организации трудовой деятельности дошкольников

Консультация на тему: Дежурство как форма организации трудовой деятельности дошкольников.

Подготовила: Воспитатель ГБДОУ №4. Газетова. И. З.

Формы организации трудовой деятельности : 1) поручения, 2) дежурства, 3) совместная или коллективная трудовая деятельность детей.

Публикация «Дежурство как форма организации трудовой деятельности дошкольников» размещена в разделах

Поручением воспитатель пользуется во всех возрастных группах: оно может даваться либо одному, либо нескольким детям.

Дежурства – это такая организованная форма трудовой деятельности детей для коллектива, выполняемая в обязательном порядке либо по очереди. Дежурство допускает известное разделение труда. В дежурства дети вовлекаются постепенно, так как для несения их у ребенка должно быть воспитано элементарное чувство обязательности возложенных на него дел. К дежурствам дети подводятся через отдельные поручения.

В практике оправдали себя следующие виды дежурств : дежурства по столовой, дежурства по уходу за растениями и животными в уголке природы и на участке; дежурства по подготовке к занятиям.

Вводить новые виды дежурств нужно продуманно и обоснованно, чтобы путем дежурства выполнялась реальная работа, нужная для коллектива группы, а не выдуманная, сводящаяся к контролю одних детей за другими.

Дежурства дают возможность систематически упражнять детей в двух видах труда - бытовом и труде в природе; воспитывать у них трудовые навыки, а также произвольность внимания, поведения, целеустремленность, настойчивость, ответственность.

Подготовка к дежурствам начинается уже в младшей группе в виде поручений: например, разложить ложки к обеду, принести дощечки для глины, поставить коробки или бокалы с карандашами. В этих поручениях есть сходство с обязанностями дежурных, но к выполнению их воспитатель привлекает только желающих детей; обязательности в этой работе еще нет.

Готовя детей к дежурствам, воспитатель приучает их к аккуратности и точности в работе. В этих целях воспитатель показывает правильные приемы работы, стремится заинтересовать детей обязанностями дежурных, подчеркивает значимость их работы для других, поощряет детей.

Дежурства начинаются со средней группы, где вводится дежурство по столовой и по уголку природы.

Вначале дети привлекаются к одному виду дежурства, наиболее доступного и интересного для них. В средней группе таким является дежурство по столовой.

Дежурство дошкольников в столовой :

Этот вид дежурства организуется с начала года. Первое время в обязанности дежурных входит накрывание стола к завтраку и обеду; затем дети уже готовят столы к полднику и ужину, убирают посуду после еды на раздаточный стол и, наконец, раздают вместе с няней второе и третье блюдо (первое блюдо дети не раздают из гигиенических соображений и охраны их безопасности).

В средней группе по столовой дежурят одновременно 4 -5 детей; Дежурные меняются ежедневно, по очереди. Постепенно дети запоминают очередность дежурств и приучаются сами следить за порядком. В этих целях вводятся карточки дежурных с изображением знакомых детям предметов, например, игрушки, растения, животные и др. Дежурство по столовой вводится организованно путем объяснения и показа обязанностей всей группе. Воспитатель старается заинтересовать детей, указывая, что им доверяется серьезное дело, и выражает уверенность, что дежурные будут хорошо работать.

При введении дежурства по столовой воспитатель проводит беседу в которой раскрывает детям их обязанности, очередность работ; уточняет, какую посуду ставить для завтрака и обеда; говорит об аккуратности в работе; определяет количество дежурных и назначает таковых на первый день; показывает карточки; дежурных и закрепляет их за детьми.

Затем выделенные дежурные накрывают часть столов к завтраку, часть к обеду; остальные дети следят за правильностью их работы. Такой наглядный показ очень, ценен, так как он дает возможность уточнить процесс накрывания на стол: откуда и какую брать посуду, как ее нести, сколько тарелок и чашек можно взять сразу, как их брать и ставить, где класть ложку, вилку. Следует разъяснить и порядок уборки посуды после еды; указать, что убирает каждый ребенок сам за собой и что падает на долю дежурных.

Очень важно поощрять детей в дежурстве, подчеркивать, что благодаря их работе подготовка к еде проходит быстрее. От воспитателя требуется внимательное наблюдение за работой дежурных, руководство ими, помощь и контроль.

В старшей группе дежурство по столовой несколько расширяется, усложняются обязанности дежурных : они должны расстелить и снять скатерти; накрыть на стол и убрать со стола; раздать второе и третье блюдо; В старшей группе можно уменьшить количество дежурных : вместо четырех назначить двух, т. е. увеличить объем работы, так как силы детей возросли, и у них имеются соответствующие трудовые навыки. Очередность дежурств и список дежурных, определяющих эту очередность, может быть иным, чем в средней группе, -- по алфавиту.

В начале года в старшей группе также проводится беседа о дежурствах. Дети 6 - 7 лет уже должны понять, что каждый из них по очереди выполняет работу для всей группы в целом, заботится о товарищах и вместе с тем учится обходиться без помощи взрослых там, где возможно. Таким образом, фиксируется внимание детей на развитии самостоятельности, обслуживании коллектива группы и ответственности за порученное дело.

В порядке систематического контроля и приучения детей к ответственности за дежурство полезно практиковать такие, например, занятия, как рассказы детей или беседы на тему: «Как мы дежурим по столовой».

Подобные занятия помогают детям лучше осознать содержание и значение данного вида дежурств.

Старшие дети должны быть приучены к самостоятельному выполнению дежурства по столовой без напоминания и показа воспитателя. Они быстро запоминают очередность дежурства, работают старательно и аккуратно. Для лучшего выполнения дежурными своих обязанностей необходимо всю сервировку располагать в детских буфетах так, чтобы можно было ее легко взять и убрать на прежнее место. Желательны легкие переднички для дежурных, чтобы они не испачкали свое платье или костюм. Для сметания крошек со стола нужны щеточки и совочки, хранящиеся в хозяйственном уголке около буфетаДля полноценности дежурств и сохранения интереса к ним важна продуманная их организация, постепенное усложнение обязанностей дежурных, внимательное наблюдение за их работой. Успех дежурств зависит и от группировки детей: необходимо сочетание более активных с пассивными; детей с более прочными трудовыми навыками нужно объединять с детьми, которые хуже владеют этими навыками.

Дежурство дошкольников по уголку природы :

Второй вид дежурств - по уголку природы - вводится также со средней группы. Этот вид дежурств ценен не только в воспитательном, но и в образовательном отношении. В процессе ухода за растениями дети усваивают способы ухода (поливка, рыхление растений) воспитатель помогает детям устанавливать взаимосвязь между состоянием растений и правильностью ухода за ними.

В младшей группе воспитатель сам поливает растения в уголке природы, привлекая к этому лишь желающих. Также поступает педагог и в начале года в средней группе.

Затем выделяются двое дежурных, при этом возможно разделение труда между ними. Это дает возможность укреплять взаимопомощь среди детей.

Дежурство по уголку природы вводится организованно. Воспитатель проводит с детьми своей группы небольшую беседу о том, что имеется в уголке природы; вспоминает, как дети вместе поливают растения; здесь же назначаются первые дежурные; воспитатель показывает им приемы работы.

Во время этих дежурств очень важно учить детей наблюдать за объектами уголка природы, замечать изменения (появление новых листьев, ростков, цветов, пожелтение листьев).

Воспитатель учит детей заботливо ухаживать за растениями, бережно с ними обращаться, воспитывает интерес к уголку природы.

В старшей группе, если уголок природы там более богатый, обязанности дежурных расширяются.

В начале года в старшей группе проводится разъяснительная беседа о дежурстве в уголке природы, об обязанностях дежурных, о возрастающих требованиях к ним. Можно поручать дежурным самостоятельные наблюдения с последующим рассказом об этих наблюдениях. Время от времени можно практиковать сообщения дежурных о своей работе -в виде беседы со всей группой детей.

Дежурство дошкольников по подготовке к занятиям: Дежурство по подготовке к занятиям имеет место лишь в старшей группе, оно вводится также организованно, как и первые два вида. Дежурные готовят столы и стулья для занятий, материалы, пособия (как общие для всей группы, так и индивидуальные на каждый стол).

Особенно много внимания и времени требует подготовка к изобразительным занятиям; к выполнению этих обязанностей дети подводятся постепенно. Таким образом, все виды дежурств вводятся организованно; их содержание и обязанности дежурных предварительно разъясняются детям, показываются им и правильные приемы работы. Постепенно обязанности дежурных расширяются и повышаются требования к качеству выполнения. Дети подводятся постепенно к пониманию обязательности дежурств, к пониманию того, что эта работа важна и необходима, ее нужно выполнять старательно.

В старшей группе трудовые навыки становятся у детей более прочными, они могут работать в более быстром темпе, успевать все сделать к определенному времени, выполнять обязанности дежурных самостоятельно.

Для каждого вида дежурств требуется необходимое оборудование, которым приучают детей пользоваться самостоятельно, бережно, а затем убирать на место.

Было бы неправильно думать, что наличие дежурных освобождает от работы остальных детей. Так по окончании еды каждый ребенок ставит свою посуду на середину стола, кладет на определенное место свою салфетку, задвигает стул. Дежурные переносят собранную посуду на раздаточный стол, сметают крошки со стола, меняют скатерти.

То же самое - после окончания занятий: каждого ребенка следует приучать собирать свои карандаши, класть на место рисунок, лепку, ополаскивать кисть, подбирать обрезки бумаги и др.

Подбор дежурных может быть различным -по желанию, по списку, по столам; надо сочетать более аккуратных и старательных детей с менее аккуратными, более, активных с менее активными. В течение года дети должны пройти через все виды дежурств, установленные в данной группе. Длительность дежурства для каждого ребенка один день - это дает возможность более частого участия в каждом виде дежурств и более прочного усвоения необходимых трудовых навыков. Все виды дежурств должны протекать в гигиенических условиях, без ущерба для здоровья ребенка.

Очень важно поддерживать у детей интерес к дежурству : с этой целью нужно постепенно усложнять их обязанности, вносить эмоциональные моменты. Для воспитания у детей трудолюбия и привития им навыков важно, чтобы дежурства прочно вошли в их жизнь, протекали организованно, систематически, в определенном, хорошо продуманном порядке, а не от случая к случаю. И воспитатель, и дети должны серьезно относиться к дежурствам; работу дежурных надо направлять, контролировать и вместе с тем использовать для развития самостоятельности.

Воспитателю принадлежит здесь активная, ведущая роль; дежурство - одна из важных форм организации детского труда, создания у детей трудовой направленности, средство воспитательного влияния. Воспитатель должен сам хорошо владеть всеми видами дежурств, быть примером для детей, уметь им правильно разъяснить и показать приемы работы, создать условия, вести детей к положительным результатам, не забывая о необходимости индивидуального подхода к детям.

Публикации по теме:

Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУМини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ Сегодня я хочу предложить рассмотреть тему: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ». Предметно-развивающая.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада»Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада» Тема: «Уборка участка детского сада» [/b] Программное содержание. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость.

Конспект организации трудовой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Посадка семян»Конспект организации трудовой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Посадка семян» Цель: формировать умение к самостоятельному выполнению элементарных поручений: посадка семян в контейнеры. Задачи: развивать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дежурство как форма организации трудовой деятельности дошкольников
Опубликовано: 16 марта 2024 в 20:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД