Консультация «Как родители могут помочь детям в формировании правильного произношения и развитии речи»

Галина Тимкова
Консультация «Как родители могут помочь детям в формировании правильного произношения и развитии речи»

С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики и интеллекта ребенка. Без сомнения, все родители хотят, чтобы их дети, став взрослыми, говорили чисто и правильно, владели богатством речи своего родного языка, достигли в жизни определенных высот, исходя из тех способностей и талантов, которые даровала им судьба, успешно учились и состоялись в жизни как личность, чувствовали себя свободно и уверенно в обществе. Неправильная речь может стать препятствием на пути выполнения этих надежд и планов.

Самым первым и, главным, условием, влияющим на правильное формирование детской речи, является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – благоприятная эмоциональная обстановка.

Речь малыша берет свое развитие до его рождения на свет, и что крайне важно уже в этот прекрасный период вынашивания, начните общаться с ним, что-то ему рассказывать, делиться положительными впечатлениями и создавать уже тогда тёплую эмоциональную атмосферу.

Общайтесь с ребенком

Гуление и агуканье крохи – это ранние признаки формирования у него речевых навыков. Скорей всего, Вы много раз замечали, что в Ваше отсутствие малыш не столь активен, а когда Вы рядом активно издает звуки и старается привлечь Ваше внимание. Кроме того, присмотревшись, Вы поймете, что ребенок пытается Вам что-то сказать и надеется на Ваш ответ. Необходимо поддерживать диалог, ведь таким образом малыш учится координировать одновременно голос и взгляд. Поэтому реагируйте на инициативу крохи, разговаривайте с ним, но произносите слова четко и понятно, давая ребенку возможность уловить звуки, тон говорящего, и, возможно, настроение.

К годику малыш начинает пользоваться указательным жестом – показывая на предметы вокруг,он пытается обратить на себя внимание родителей. Тогда маме и папе необходимо называть вещи или действия: «это стул», «кошка прыгнула» и т. д. Первые слова ребенка будут состоять из ударных слогов («ама» - «мама») или из начальных букв («па» - «папа») – таким образом, начнет формироваться словарный

Рекомендуем родителям формировать:

сначала пассивный, а затем активный словарь, для чего использовать как окружающую обстановку, так и специальные игры. Нужно отдавать преимущество настольным играм (таким как парные картинки, лото, детское домино и т. д., а не компьютерным играм. Родители в процессе игры могут давать знания об обобщающих понятиях (цвет, игрушки, части тела, транспорт, продукты и т. д.). Очень важно, чтобы родители выделяли хотя бы 10-15 минут в день для игровых занятий, а также использовали для развития словаря прогулку, поездку и совместный любой труд (на кухне, в огороде, в квартире).

Читайте больше

В два годика речь малыша пополняется простыми словосочетаниями, и тогда немаловажную роль играют книги. Читая своему чаду, интересные рассказы или сказки с яркими иллюстрациями к ним, вы увеличиваете словарный запас ребенка и помогаете запомнить предложения полностью. Если малышу понравилась книга, и он просит прочитать ее снова, не отказывайте ему. Возможно, ребенок не до конца разобрался в содержании и ему требуется больше времени, чтобы понять диалоги персонажей или усвоить сюжет. Вы также можете спеть песенку или прочитать потешку, предлагая малышу закончить знакомую фразу. Например, Вы начинаете: «Ладушки, ладушки! – Где были?», а ребенок продолжает – «У бабушки!»

Чтобы родители смогли помочь формированию грамматического строя речи ребёнка, нужно выполнять определенные правила.

• Важно четко проговаривать окончания слов, чтобы ребенок с раннего детства слышал, как изменяются слова: в падеже («иди к маме, возьми куклу», роде («собачка белая, мишка коричневый», числе («бабочка - бабочки»).

• Не менее важно четко проговаривать предлоги, выделять их интонациями голоса: «положи В корзинку, достань ИЗ коробки».

• Несложно учить ребенка словообразованию, начиная с уменьшительно-ласкательных слов: «дом-домик, шар-шарик, кот-котенок и т. д.».

• Конечно, нельзя произносить бранные, оскорбительные, грубые выражения,непонятные для ребенка слова, так как дети очень быстро начинают копировать взрослых. Речь родителей должна быть очень грамотной!

Следующая задача родителей - помочь своему ребёнку в формировании произносительной стороны речи:

Развивайте артикуляцию!

Попробуйте нехитрые упражнения, например, поиграйте с ребенком в «Голодных котят», замарав блюдце сметаной или детским пюре, предложите облизать его. Играйте в «Паровозиков» громко озвучивая их сигналы: ту-ту-ту, чух-чух-чух. Или просто покорчите перед зеркалом рожицы: хмурьтесь, поднимайте брови, выпучивайте глаза, высовывайте язык, тяните губы в разные стороны. Пощелкайте язычком как» лошадка «и остановите «лошадку» ,подув на губки и т. д. Ребенок в игре быстрее «запомнит необходимые действия, и, к тому же, процесс станет увлекательней, ведь так радостно и забавно играть вместе с мамой и папой! Кроме этого,можно обратиться за рекомендациями к логопеду!

Развивайте воздушную струю!

Уже с года учите малыша дуть на мыльные пузыри, хорошо высмаркиваться носом (без лишней утечки воздуха через рот). Покатайте бревнышки (карандаши) по ровной поверхности. Играйте в «Воздушный футбол», закатывая ватный шарик-мяч в

,сделанные вместе с малышом, ворота. А также дуйте на разные предметы,на воду, создайте «бурю» в стакане,подув в трубочку для сока и т. д. Включите воображение и превратите эти упражнения в забавные игры-минутки!

Развивайте общую моторику!

Это способствует формированию и развитию речи у детей. Занимайтесь лечебной физкультурой, катайтесь на велосипеде,самокате,роликах,коньках, плавайте в бассейне, ходите пешком,играйте в подвижные игры,вспомнив свое детство!

Развивайте мелкую моторику.

На начальном этапе играйте с пальчиками, используя не хитрые игры типа «Коза рогатая», «Киснька-мурыснька»,»Сороко-белобока»,»Ладушки» и т. д. Давайте поплавать детским ручкам в сухих бассейнах из круп, макарон. Позднее используйте пальчиковые тренинги. Занимайтесь различными видами конструирования, собирайте пазлы, бусы, пополните детский уголок шнуровками, мозаикой, приучайте ребенка к различным видам ручного творчества:лепка,аппликация,коструирование из бумаги,конструктора и других материалов.

Очень важно подходить творчески как к воспитанию, так и развитию речи у детей.

Вот общие подходы к занятиям с детьми в семье!

• Учитывайте возрастные особенности, (не спешите, но и не отставайте);

• Индивидуально подходите к ребенку, понимая, что он развивается со своей скоростью;

• Немного «забегайте вперед», ведите ребенка за собой (принцип опережающего развития);

• Двигайтесь от простого к сложному;

• Создавайте благоприятный психологический фон, поощряйте ребенка;

• Играйте с ребенком, так, чтобы он не чувствовал, что вы его учите, пусть ему будет интересно, а не скучно;

• Выделяйте время и играйте вместе с ребенком; это очень важно!

• При совершении покупок, выбирайте добрые и созидающие игрушки и игры, отказывайтесь от злых и разрушающих;

• Придерживайтесь традиционной российской культуры;

Развивайте умение ребенка общаться (коммуникативные качества);

• Выбирайте многофункциональные игры;

• Максимально используйте возможности каждой игры.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь - заслуги, прежде всего, семейного воспитания.

Любите родной язык, изучайте и совершенствуйте его

вместе с ВАШИМ ребенком!

Составила учитель-логопед: Тимкова Г. В.

Публикации по теме:

Консультация «Что могут родители» 1. Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни. Например,.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Занятие по формированию представления детей о нитратах «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Цель: 1. Формировать представление детей о нитратах. 2. Рассказать о том, в каких растениях они находятся, какой вред наносят здоровью.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Консультация «Как родители могут помочь детям в формировании правильного произношения и развитии речи»
Опубликовано: 20 июня 2018 в 23:25
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей....
«РОЛЬ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ» Подготовила Цыренова Е. И. - музыкальный руководитель МКДОУ детский сад "Теремок" г. Ленск РС ( Якутия)...
Беседы по лексической теме недели «Армия» (средняя группа)
Понедельник. Беседа «Кто служит в армии». Цель: Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы: солдаты...
Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольника. Консультация для...
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования ( ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как...
Занятия по лепке в средней группе «Забавные поросята»
Цель: изготовление забавного поросенка из картофеля с помощью пластелина. Задачи: уточнение, расширение знаний детей по теме «Домашние животные»;учить...
Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционной техники «Золотая осень»
Конспект НОД по художественному творчеству – рисование с использованием нетрадиционной техники рисования «Золотая осень» с детьми среднего дошкольного...