Папки-передвижки

Консультация на тему: «Лаборатория природы в детском саду»

Оксана Фатхуллина
Консультация на тему: «Лаборатория природы в детском саду»

МБДОУ № 47 «АЙГУЛЬ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ :

«ЛАБОРАТОРИЯ ПРИРОДЫ»

Подготовила:

Воспитатель II кв. кат.

Фатхуллина О. А.

Экологически развивающая среда в детском саду может быть организована как Уголок природы, Лаборатория природы или Комната природы.

Публикация «Консультация на тему: „Лаборатория природы в детском саду“» размещена в разделах

Лаборатория природы – это специально оборудованное помещение детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.

Развивающей является такая среда, в которой ребёнок может самостоятельно и свободно действовать, поэтому в Лаборатории природы должны быть созданы условия для того, чтобы научить детей задавать вопросы, самим искать и находить ответы на них. Действуя самостоятельно, каждый ребёнок приобретает личный опыт.

Основой для самостоятельной деятельности детей являются знания и сведения, полученные на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми, которые дети применяют в экспериментах и опытах на основе метода проб и ошибок.

Необходимо помнить о том, что игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребёнка. В результате, закреплённые в играх опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Постепенно опыты становятся играми-опытами, в которых есть два начала: учебное - познавательное и игровое – занимательное.

Лаборатория природы (как развивающая среда) должна обладать необходимым автодидактизмом, основой которого является обучение. Но при этом нужно соблюдать следующие обязательные условия:

• основные знания приобретаются на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми;

• должны быть созданы условия для реализации имеющихся знаний и навыков.

• детям следует предоставлять самостоятельность и свободу действий.

Опыты в Лаборатории организуются только по желанию ребёнка, при этом воспитатель уточняет у него цель опыта, но в ход его не вмешивается. Пусть ребёнок пробует и ошибается, но при этом самостоятельно находит решение и добивается результата.

Анализ результатов опытов обсуждается за «круглым столом» : говорят о том, кто что делал и у кого что получилось. Для поддержки активности детей воспитателю необходимо подготовить ключевые вопросы. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

Например: дети сажали семена в две коробочки, одну поливали, другую - нет. И что при этом получилось.

Воспитатель: - Что вы делали?

Дети: - Сажали семена в коробочки.

Воспитатель: - Сколько у каждого было коробочек?

Дети: - По две.

Воспитатель: - А зачем нужны были две?

Дети: - Чтобы увидеть в какой из них семена прорастут, а в какой нет.

Воспитатель: - И что вы для этого делали?

Дети: - Одну поливали, а другую – нет.

Воспитатель: - И что же у вас получилось?

Дети: - Семена проросли в той коробочке, которую поливали, а которую не поливали – не проросли.

Мальчик: - А у меня проросли в обеих коробочках!

Девочка: - А ты обе поливал!

Воспитатель: - Ну, что ж, попробуй заново провести опыт и увидишь, что получится.

Комната природы – это специально оборудованное помещение, позволяющее расположить в системе большое количество разнообразных природных объектов и других дидактических материалов, необходимых для реализации экологического содержания программы.

Чаще, Комната природы служит для отдыха, релаксации и наблюдений. Но чтобы Комната природы приобрела все атрибуты развивающей среды, она должна стать частью общей системы экологически развивающей среды.

Как правило, в ДОУ имеется одна такая комната, а активная экологическая деятельность должна регулярно осуществляться всеми детьми детского сада, поэтому необходимо наличие преемственности между Комнатой природы и Уголком природы в группе. То есть, в Комнате природы, под руководством эколога, дети приобретают базовые знания, а затем работа переносится в Уголок природы, где дети самостоятельно или под руководством воспитателя выполняют задания эколога.

В Комнате природы собрано много разнообразных растений, которые сгруппированы по климатическим зонам. Растения одной климатической зоны обладают сходными приспособлениями к определённым условиям природной среды.

Например: у растений пустыни видоизменённые листья – колючки, чтобы меньше испарялось воды, а утолщённый стебель – для большего запаса воды. У растений тропиков – плотные, глянцевые листья с прорезями и отверстиями, чтобы вода легко скатывалась с поверхности листьев во время тропических ливней.

Познакомившись с растениями определённой климатической зоны, дети находят подобные растения в Уголке природы.

В теплице Комнаты природы дети сажают растения и наблюдают их рост, и развитие от семени до семени. Они усваивают, как функционируют органы растений: корень нужен для того, чтобы всасывать влагу и полезные вещества; стебель – чтобы доставлять эти вещества и влагу ко всем органам; листья – чтобы улавливать свет. В процессе опытов дети понимают, что растениям для жизни необходимы тепло, свет, вода и почвенное питание.

В Комнате природы можно содержать кроликов, морских свинок, хомячков, водных и сухопутных черепах, попугайчиков, канареек, аквариумных рыбок. В таком случае, дети получают возможность наблюдать за повадками, образом жизни животных, узнают об условиях их существования, знакомятся с потребностями животных. А также, устанавливают сходство потребностей животных и людей, органов и их функций. В результате, детей подводят к пониманию: человек - часть природы.

И эколог, и воспитатель акцентируют внимание детей на том, что ухаживать за растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

Необходимо организовывать эвристические беседы, в ходе которых обсуждаются положительное и отрицательное взаимодействие человека с природой.

Например: если вырубить деревья в лесу – погибнут тенелюбивые растения, жившие под их кроной, исчезнут насекомые, жившие на деревьях, улетят птицы, которые питались насекомыми и вили гнёзда на деревьях и т. д.

В результате, дети постигают идею о целостности мира природы, о необходимости разумного и гуманного общения человека с природой.

В Уголке природы можно расположить карту мира, на которой дети будут располагать животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания.

Комната природы может содержать собрание редкостей, природных достопримечательностей и многое другое. Также, всё это можно иметь и в Уголке природы.

Таким образом, экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности.

Благодаря Лаборатории или Комнате природы у детей формируются стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. А также, гуманное отношение к природным объектам.

Экспериментальная деятельность и решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.

Публикации по теме:

Развивающая среда в ДОУРазвивающая среда в ДОУ Развивающая среда в детском саду в разных возрастных группах. Воспитатели стараются организовать развивающую среду таким образом, чтобы дать.

Выставка. Лаборатория старого профессора Приглашаем всех на интерактивную выставка «Лаборатория старого профессора», которая пройдет в тюменском музее «Городская дума». [cut=Читать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему: «Лаборатория природы в детском саду»
Опубликовано: 23 июля 2013 в 12:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД