Консультация на тему: «Лаборатория природы в детском саду»

Оксана Фатхуллина
Консультация на тему: «Лаборатория природы в детском саду»

МБДОУ № 47 «АЙГУЛЬ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ЛАБОРАТОРИЯ ПРИРОДЫ»

Подготовила:

Воспитатель II кв. кат.

Фатхуллина О. А.

Экологически развивающая среда в детском саду может быть организована как Уголок природы, Лаборатория природы или Комната природы.

Лаборатория природы – это специально оборудованное помещение детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.

Развивающей является такая среда, в которой ребёнок может самостоятельно и свободно действовать, поэтому в Лаборатории природы должны быть созданы условия для того, чтобы научить детей задавать вопросы, самим искать и находить ответы на них. Действуя самостоятельно, каждый ребёнок приобретает личный опыт.

Основой для самостоятельной деятельности детей являются знания и сведения, полученные на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми, которые дети применяют в экспериментах и опытах на основе метода проб и ошибок.

Необходимо помнить о том, что игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребёнка. В результате, закреплённые в играх опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Постепенно опыты становятся играми-опытами, в которых есть два начала: учебное - познавательное и игровое – занимательное.

Лаборатория природы (как развивающая среда) должна обладать необходимым автодидактизмом, основой которого является обучение. Но при этом нужно соблюдать следующие обязательные условия:

• основные знания приобретаются на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми;

• должны быть созданы условия для реализации имеющихся знаний и навыков.

• детям следует предоставлять самостоятельность и свободу действий.

Опыты в Лаборатории организуются только по желанию ребёнка, при этом воспитатель уточняет у него цель опыта, но в ход его не вмешивается. Пусть ребёнок пробует и ошибается, но при этом самостоятельно находит решение и добивается результата.

Анализ результатов опытов обсуждается за «круглым столом»: говорят о том, кто что делал и у кого что получилось. Для поддержки активности детей воспитателю необходимо подготовить ключевые вопросы. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

Например: дети сажали семена в две коробочки, одну поливали, другую - нет. И что при этом получилось.

Воспитатель: - Что вы делали?

Дети: - Сажали семена в коробочки.

Воспитатель: - Сколько у каждого было коробочек?

Дети: - По две.

Воспитатель: - А зачем нужны были две?

Дети: - Чтобы увидеть в какой из них семена прорастут, а в какой нет.

Воспитатель: - И что вы для этого делали?

Дети: - Одну поливали, а другую – нет.

Воспитатель: - И что же у вас получилось?

Дети: - Семена проросли в той коробочке, которую поливали, а которую не поливали – не проросли.

Мальчик: - А у меня проросли в обеих коробочках!

Девочка: - А ты обе поливал!

Воспитатель: - Ну, что ж, попробуй заново провести опыт и увидишь, что получится.

Комната природы – это специально оборудованное помещение, позволяющее расположить в системе большое количество разнообразных природных объектов и других дидактических материалов, необходимых для реализации экологического содержания программы.

Чаще, Комната природы служит для отдыха, релаксации и наблюдений. Но чтобы Комната природы приобрела все атрибуты развивающей среды, она должна стать частью общей системы экологически развивающей среды.

Как правило, в ДОУ имеется одна такая комната, а активная экологическая деятельность должна регулярно осуществляться всеми детьми детского сада, поэтому необходимо наличие преемственности между Комнатой природы и Уголком природы в группе. То есть, в Комнате природы, под руководством эколога, дети приобретают базовые знания, а затем работа переносится в Уголок природы, где дети самостоятельно или под руководством воспитателя выполняют задания эколога.

В Комнате природы собрано много разнообразных растений, которые сгруппированы по климатическим зонам. Растения одной климатической зоны обладают сходными приспособлениями к определённым условиям природной среды.

Например: у растений пустыни видоизменённые листья – колючки, чтобы меньше испарялось воды, а утолщённый стебель – для большего запаса воды. У растений тропиков – плотные, глянцевые листья с прорезями и отверстиями, чтобы вода легко скатывалась с поверхности листьев во время тропических ливней.

Познакомившись с растениями определённой климатической зоны, дети находят подобные растения в Уголке природы.

В теплице Комнаты природы дети сажают растения и наблюдают их рост, и развитие от семени до семени. Они усваивают, как функционируют органы растений: корень нужен для того, чтобы всасывать влагу и полезные вещества; стебель – чтобы доставлять эти вещества и влагу ко всем органам; листья – чтобы улавливать свет. В процессе опытов дети понимают, что растениям для жизни необходимы тепло, свет, вода и почвенное питание.

В Комнате природы можно содержать кроликов, морских свинок, хомячков, водных и сухопутных черепах, попугайчиков, канареек, аквариумных рыбок. В таком случае, дети получают возможность наблюдать за повадками, образом жизни животных, узнают об условиях их существования, знакомятся с потребностями животных. А также, устанавливают сходство потребностей животных и людей, органов и их функций. В результате, детей подводят к пониманию: человек - часть природы.

И эколог, и воспитатель акцентируют внимание детей на том, что ухаживать за растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

Необходимо организовывать эвристические беседы, в ходе которых обсуждаются положительное и отрицательное взаимодействие человека с природой.

Например: если вырубить деревья в лесу – погибнут тенелюбивые растения, жившие под их кроной, исчезнут насекомые, жившие на деревьях, улетят птицы, которые питались насекомыми и вили гнёзда на деревьях и т. д.

В результате, дети постигают идею о целостности мира природы, о необходимости разумного и гуманного общения человека с природой.

В Уголке природы можно расположить карту мира, на которой дети будут располагать животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания.

Комната природы может содержать собрание редкостей, природных достопримечательностей и многое другое. Также, всё это можно иметь и в Уголке природы.

Таким образом, экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности.

Благодаря Лаборатории или Комнате природы у детей формируются стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. А также, гуманное отношение к природным объектам.

Экспериментальная деятельность и решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.

Публикации по теме:

Развивающая среда в ДОУРазвивающая среда в ДОУ Развивающая среда в детском саду в разных возрастных группах. Воспитатели стараются организовать развивающую среду таким образом, чтобы дать.

Выставка. Лаборатория старого профессора Приглашаем всех на интерактивную выставка «Лаборатория старого профессора», которая пройдет в тюменском музее «Городская дума». [cut=Читать.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Искусство
  • Осень
Автор публикации:
Консультация на тему: «Лаборатория природы в детском саду»
Опубликовано: 23 июля 2013 в 12:54
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...