Лучший педагог года

Консультация «Музыка и художественное творчество»

Чайковская Наталья Александровна
Консультация «Музыка и художественное творчество»

Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 41 г. Лиды»

Консультация для воспитателей первой младшей группы

Тема:

«Музыка и художественное творчество»

Подготовил музыкальный руководитель : Чайковская Наталья Александровна

Публикация «Консультация „Музыка и художественное творчество“» размещена в разделах

Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям.

Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, В. Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр : голубой ассоциировался у него с тембром флейты, красный — трубы, синий — виолончели. Выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Так, до-мажор у Римского-Корсакова — белый; до-минор — багряный, трагический; ми-мажор — сумрачный, серо-синеватый.

Цвето-звуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникнуть как у любого взрослого человека, так и у ребенка.

Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. Л. С. Выготский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребенка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать» (Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина).О взаимодействии музыки и живописи в процессе музыкального восприятия и влиянии этого взаимодействия на характер детских рисунков говорила в своей работе и С. П. Козырева. Она показала, что в результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков детей новым содержанием, творческое решение ими изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Наиболее обоснованным является сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства на основе ассоциативно-образной связи, семантического родства этих видов искусства.

Организующим моментом при организации таких занятий должна являться игра. Это главное условие для формирования у воспитанников первой младшей группы умения выполнять задания с радостью и удовольствием. Занятия должны предполагать тесное и эмоциональное сотрудничество воспитателя и воспитанника. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях с дошкольниками осуществляется в двух формах:

1) сочетание восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра;

2) художественно-творческая деятельность детей, дети «рисуют музыку».

Такие занятия включают в себя слушание музыки, стихотворений и художественной прозы, просмотр видеозаписей и диапозитивов, различные виды детского художественного творчества : музыкальное движение, рисование, аппликация, лепку «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений.

Можно использовать произведения с богатой музыкальной палитрой (произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. И. Глинки и П. И. Чайковского.).

На занятиях, где слушание музыки сочетается с восприятием произведений изобразительного искусства, как правило, дети вначале слушают музыку,после чего рассматривают картину (слайд, видеоряд). Повторное прослушивание может сочетаться с одновременным просмотром произведений изобразительного искусства.

Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания образное музыкальное произведение которое они слушали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку (песню, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее». Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествуют беседа о музыке и ее анализ. Музыка должна звучать и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, мольберты с большими листами бумаги и разноцветной гуашью, обязательная похвала педагогов создают совершенно особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты. После занятия рекомендуется побеседовать с каждым ребенком о том, что он нарисовал, спросить, помогала ли ему в этом музыка. Значительным для детей и взрослых событием может стать выставка детских рисунков, которая оформляется в группе. Дети с радостью демонстрируют родителям свои рисунки, рассказывают о том, какую музыку они нарисовали.

Таким образом, взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей, позволяет создать у детей целостное представление об искусстве. По мнению Д. Лихачева, взаимодействие музыки и художественного творчества является той культурной средой, которая создает почву для художественного развития воспитанника.

Помимо решения задач музыкального, художественно-эстетического развития ребенка, используя взаимодействие музыки и художественного творчества, решаются множество общих педагогических задач:развитие речи; развитие мышления;развитие памяти.

Публикации по теме:

Художественное творчество «Грибы»Художественное творчество «Грибы» Наступила осень. Пора в лес за грибами. После дождей грибы растут у нас даже на участке. После того, как мы с детьми рассмотрели грибы,.

Художественное творчество «К нам синички прилетели»Художественное творчество «К нам синички прилетели» 12 ноября отмечается Синичкин день - день встречи зимующих птиц. Сегодня к нам в группу прилетели синички. Заранее распечатала на цветном.

Художественное творчество «Кленовые листья»Художественное творчество «Кленовые листья» Начался учебный год. Помимо занятий в утренние часы в вечернее время у нас открывается творческая мастерская, где мы с детьми в данный период.

Художественное творчество «Морковки»Художественное творчество «Морковки» В творческой мастерской кипит работа. У каждого ребёнка заготовка морковки из картона. Оформляют малыши морковки при помощи пластилиновых.

Художественное творчество «Осенние деревья»Художественное творчество «Осенние деревья» Осенью интересно наблюдать за изменениями в природе, как листва окрашивается в багрянец и золото, как опадает, как листья шуршат под ногами.

Художественное творчество «Осенние листья»Художественное творчество «Осенние листья» Изобразительная деятельность-важное средство эстетического воспитания дошкольников. Она предоставляет отличные возможности для детей создавать.

Художественное творчество «Разноцветные мячики»Художественное творчество «Разноцветные мячики» Игрушки в жизни детей имеют большое значение. Благодаря им дети развиваются. Мяч - одна из любимых игрушек у детей любого возраста. Мы.

Художественное творчество «Тюльпаны»Художественное творчество «Тюльпаны» Наступила весна. И мы продолжаем с детьми отражать весеннее настроение в творческих работах. Во время творческой мастерской создали образ.

Конспект НОД (художественное творчество) «Снеговик»Конспект НОД (художественное творчество) «Снеговик» Задачи: Формировать у детей представление о родственных словах, закреплять умение подбирать родственные слова к заданному слову. Активизировать.

НОД «Наш лес». Художественное творчество детей. ФотоотчётНОД «Наш лес». Художественное творчество детей. Фотоотчёт В рамках ежегодной областной традиционной акции «Наш лес. Посади своё дерево» в нашем дошкольном учреждении прошла тематическая неделя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Музыка и художественное творчество»
Опубликовано: 25 сентября 2020 в 13:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД