Консультация на тему «Народная игра»

Валентина Галиулина
Консультация на тему «Народная игра»

Исследователи народной игры отмечают их высокую культуру, направленность на труд души и ума ребенка. Большинство народных игр имеет очень древнее происхождение, неразрывно связано с мировосприятием конкретного народа, его образом жизни, нравственными ценностями, верованиями. Издавна в крестьянских семьях к игре относились так же серьёзно, как и другим сферам жизни.

Основа воспитания составляла народная педагогика, а народные игры являлись основой народной педагогики. Народная педагогика, опираясь на активность ребёнка в игре, всеми доступными ей средствами обеспечивала его всестороннее развитие, постепенно приобщала к культуре народа.

Каждое общество различными путями, сознательно или стихийно, влияло на содержание детских игр, направляя развитие малыша в социальное русло. Общим направлением развития ребёнка было постепенное приобщение его к труду. Общение ребёнка с детьми разных возрастов в крестьянской культуре играло огромную роль. Дети внутри своего круга познают то, чему ни один взрослый их не научит. Дети учились друг от друга, обретая знания и умения в своём ребячьем кругу, сохраняя и передавая все это вливававшимся в коллектив младшим детям. В единстве с ритмом времени года, переплетаясь с трудовыми буднями деревни, обрядами и праздниками, существовал мир детских интересов. В нём были свои неписаные правила, законы, игровые традиции, которые передавались из поколения в поколение. Но традиции игры не мешали ребенку в полной мере проявить фантазию.

Игре присуще, прежде всего, творчество, питаемое интересом, азартом, опытом, точным правилом, из игры дети тотчас выходят, как только она становится неинтересной. В крестьянской семье детей рано приучали к труду. Основной целью народных детских игр было развитие у детей качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности (ловкость, соответствующие возрасту сила, выносливость, а также нравственных, психологических и интеллектуальных качеств (смелость, выдержка, сообразительность, инициатива, наблюдательность).

Народные игры в большинстве своём носили коллективный характер. С помощью этих игр происходило приобщение ребёнка к социуму и развитие навыков социального поведения в обществе. Народные игры способствуют формированию таких универсальных качеств, как символизм мышления. В народных играх связанных с метанием, бросанием различных предметов, вырабатывается способность к ориентировке в пространстве; игры подготавливают руку ребёнка, его глаз к трудовым, военным действиям.

Действия с различными игровыми предметами требуют от ребёнка быстроты реакции, управления своими движениями. Благодаря духу соперничества, стремлению к победе, опыту успехов и неудач в этих играх формируется важное личностное качество- достижение успеха. В процессе наблюдения за своими и чужими действиями в игре, их результатами у детей развиваются способности к самоанализу, самооценке, саморегуляции эмоций и поведения. В процессе народных игр у детей развивается способность к отбору необходимой информации, получению новых знаний и опыта социального взаимодействия. Универсальные функции народных игр сохраняют своё значение и для воспитания современных детей. Анализ игрового наследия позволяет с достаточным основанием утверждать, что незапамятные времена были практически заложены научные основы педагогики. Практический опыт становится через игру главным источником познания окружающего мира. Анализ игрового наследия различных народов убедительно свидетельствует о широком диапазоне интеллектуального воспитания. В играх шло развитие памяти, наблюдательности, коллективизма, внимания. Все игры способствуют тому, чтобы дети росли добрыми и сильными, умными и ловкими, любознательными и подвижными, чтобы в любом коллективном деле они понимали свою личную ответственность. Эти качества ценились во все времена.

Возрождение и сохранение традиционной игровой культуры невозможно без наличия игрового инвентаря. Игровой инвентарь это, прежде всего, любые материалы (камешки, палки, лоскутки, которым ребенок находит применение в игре. Самой ранней игрушкой была погремушка. Погремушки имели самые разные названия – шаркуны, гремушки, складушки, брякулки, брякушки и делались из разного материала, имели разную форму. Музыкальной игрушкой была свистулька, превращающаяся в умелых руках в интересный народный инструмент. Примерно с 5-6 лет дети начинали делать игрушки сами. Особенно популярной была тряпичная кукла. Обычно первую куклу делали девочке взрослые -мама, бабушка, старшая сестра. Следующих кукол и наряды для них девочки шили себе сами. Это рукоделие поощрялось, так как при этом девочка получала все необходимые ей навыки шитья, вышивания. Многие матерчатые куклы были безликими. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, к смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребёнка, развивает его воображение. Любопытна и поучительна ещё одна сторона народной игрушки – игрушки являлись частной собственностью ребёнка.

Публикации по теме:

Круглый стол для родителей по вопросам приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Тема: «Русские календарные праздники, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние забавы», «Масленица», «Пасха»; + работа.

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация на тему «Народная игра»
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 11:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по формированию целостной картины мира (ОО «Познавательное развитие») в...
Тема: Наш город Задачи: 1. Воспитывать любовь к родному городу, желание узнавать о нём больше нового и интересного. 2. Дать детям обобщающие знания о...
Мастер-класс «Топиарий из розовых цветов»
«Топиарий из розовых цветов» В наше время многие люди увлекаются различным рукоделием, встречаются такие замечательные работы, которые развивают, наши...
Нестандартное оборудование по физкультуре своими руками
Всем добрый день. Сегодня хочется начать делиться опытом по изготовлению нестандартного оборудования по физкультуре своими руками. Работ много, а так же...
Музыкально-физкультурный праздник «В поисках секретиков здоровья» для всех групп...
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №22» Музыкально-физкультурный праздник «В поисках секретиков здоровья» для всех групп детского сада....
Развитие и обучение лиц, имеющих особые образовательные потребности
Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит в российское образовательное пространство два...