Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов

Ирина Богомолова
Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов

Консультация на тему: «Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов»

Подготовила: ст. воспитатель МБДОУ детского сада «Солнышко» г. Данилов Ярославской обл.

Слайд 2 Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами»

Слайд №3 Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Слайд 4

Основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Слайд 5 Воспитатель 21 века - это…

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: заочное обучение в учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, семинарах, методических объединениях и т. д.

Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, как старший воспитатель, пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование, причем постоянное и непрерывное.

Слайды № 6 - 9 Оценить потребность педагогов в развитии мы выяснили с помощью анкет

Подсчёт результатов

Слайд №10

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

• Для молодых специалистов;

• Для воспитателей, работающих свыше 5 лет;

• Для опытных, творчески-работающих воспитателей.

Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

• Деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;

Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу. Только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда в образовательном учреждении созданы определенные условия.

Используемые диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями мной были предложена для работы научно-педагогическая информация в журналах, методических пособиях, имеющихся в методическом кабинете, оказывалась помощь методическими ресурсами в Интернете.

Слайд №11

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, готовность воспитанников к школьному обучению, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.

Слайд № 12 Формы работы по самообразованию

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

Слайд №13 Выбор тем для самообразования

Слайд №14

I. Как правильно сформулировать тему:

1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»

Слайд № 15

2. Формулировка темы по схемам:

• ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО

• ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО

• Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.) ЧЕГО –ТО

Например:

«Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»

«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд №16 Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Слайд №17 Формулирование задач исследования

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.

Слайд № 18 Примерный материал в портфолио педагога ДОУ

• План работы по самообразованию

Самообразовательная работа над темой

Слайд №19 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

На основе индивидуальных планов мною составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.

Слайд № 20, 21, 22 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Слайд №23 Хочется закончить своё выступление словами:

«Педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Успех в работе педагога зависит от его профессионализма, знаний, достижений отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и инициативы. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т. е. развиваться, самосовершенствоваться

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация проекта «Осень, осень, в гости просим!» Каждый ребенок неповторим и уникален, а значит, если создать условия для его развития, у него обязательно откроются способности, заложенные.

Рекомендации по организации инновационных подходов в методической работе в ДОУ Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ. Прежде всего следует: 1. создать условия для повышения активности.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Самообразование как система непрерывного повышения профессионализма педагогов
Опубликовано: 27 октября 2013 в 20:26
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дед Мороз из ниток (мастер-класс)
Новый год все ближе, забот все больше, надо и оформление продумать , и к празднику подготовиться, и о костюмах позаботиться. А тут еще и выставка...
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
«Петушок» магнит
Яркий образ и горделивая походка, предвестник начала нового дня. Вот сопутствующие характерные черты предстоящего Нового 2017 года! Мастер-класс "Петушок"...