Консультация «Народная культура в образовании»  

Татьяна Аваева
Консультация «Народная культура в образовании»  

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определённые позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появились и с успехом используются новые программы. Однако ни в новых комплексных программах, ни в одной из парциальных программ нравственно-патриотического воспитания детей с позиций кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается.

Большое разнообразие методик, разбросанность материала по русской дошкольной культуре в дошкольных учреждениях не позволяет воспитателям более глубоко и целенаправленно знакомить детей с родной культурой, воспитать чувства национального патриотизма, гордости за свою страну. Поэтому не случайным важным моментом в моей воспитательной работе стало целенаправленное возрождение культурных традиций русского народа, знакомство детей с его фольклором и выбраны следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, воспитывающие в ребёнке чувство красоты любознательности, должны носить черты национальной культуры, чтобы дети с раннего возраста ощущали себя частью великого народа;

2. Широко использовать все жанры фольклора: в нём, как нигде, отражены черты русского характера присущие русскому человеку нравственные ценности;

3. Особое место в работе отвести приобщению детей к народной культуре через народные праздники и традиции. В них фокусируются, накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, проведением птиц, растений;

4. Знакомить детей с народным прикладным искусством, вести практические занятия, которые развивают руку ребёнка, восстанавливают эстетический вкус.

В связи с этим: цель моей работы – приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи:

• показать детям лучшие стороны русской народной жизни: в музыке, живописи, фольклоре и т. д. ;

• научить чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ;

• научить гордиться величием и богатством своей страны.

Для достижения этих задач я старалась работать с народным фольклором методически грамотно, работу проводила индивидуально с каждым ребёнком, с учётом его способностей, склонностей, интересов и возможностей. Моя позиция в работе – не руководить, а участвовать, для того, чтобы дети чувствовали себя довольно самостоятельно.

Жизнь в детском саду для детей я построила под девизом:

Я – человек.

Я живу на этой земле. Здесь мой дом, мои родные, мои друзья.

Я люблю эту землю, родной край. Всё, что живёт и радуется вместе со мной.

Я пою, танцую, слушаю песни и музыку моего народа.

Я учусь рисовать и лепить как лучшие мастера моей земли.

Мне читают сказки, былины, загадки о героях русской земли, их подвигах, мужестве, доброте и отваге. О вечной победе добра над злом.

Всё это – Моя Родина.

Я рад и горд, что мой народ живёт и трудится на своей Земле, и любые трудности отступают, если люди будут жить счастливо.

В своей работе по приобщению детей к истокам русской народной культуре я использую авторскую программу Собчук Л. В. г. Апрелевка Московской обл. ясли-сад №43. Эта программа основана на конкретном опыте воспитателя и, безусловно, ярче, интереснее, полнее выделение у автора программы аспекты его специальности. А также опиралась на опыт работы педагогов детского сада №10 г. Гурьевска по использованию элементов устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста. Чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине, её историям, обычаю, языку, культуре, очень важно найти близкие душе и природе детям формы работы. Много можно достичь через игру. Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движению. Во время прогулок, праздничных развлечений, забав эти игры незаменимы. Ни один праздник у меня не проходит без народных игр. Такие игры, как «Соловушка», «Петушинный бой», «Русская лапта» и т. д. способствовали созданию эмоциональной атмосферы радости и доброжелательности.

Формы способов подачи новой информации были разнообразны. Это беседы, занятия, встреча с мастерами, посещение мастеров на дому. Пометуя русскую пословицу, что лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать особое внимание уделяла выставкам по русскому прикладному искусству.

В процессе работы для меня было важно не только дать детям новые знания, но и в большей степени – организовать непосредственное их участие в исполнении народных песен, закличек, колядок.

Приобщение моих детей к народным традициям происходило в форме детского праздника, так как обряды, отражающие быт крестьянской деревни и природы, связанные со временем года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках. Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скомороха и сказительницы постепенно приобщали детей к русским национальным традициям.

Прежде чем знакомить детей с русской народной культурой мне самой пришлось многое узнать, прочесть, изучить. Я постаралась почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы.

Изучая толкование истоков русских традиций, праздников, песен, обрядов, поняла, что я могла оформить ими горницу. Есть у нас и печь с полатями, и красный угол с иконами. Здесь ребятишки учатся прясть, ткать, шить, вышивать. И просто, когда хочется побыть одному, в «бабушкиной горнице» найдётся уголок.

Для обыгрывания колыбельных песен поместила в групповой комнате люльку с куклой-младенцем, кроватку-качалку, и вот уже маленькая непоседа чинно покачивает «дочку», напевая ей тоненьким голоском.

Постепенно в нашем детском саде появилась комната сказок, где собрались куклы-герои русских народных сказок, изготовленные руками воспитателей и детей. Здесь я провожу занятия по развитию речи, вечерние чтения, сценические представления сказок.

Пословица гласит, что ученье в счастье украшает, а в несчастье – утешает, поэтому я учу своих детей и народной мудрости, и рукоделию. Так, уже пятилетние девочки могут на простейшем ткацком станке изготовить дорожку для кукольного уголка, покрасить белую ткань в красный. А ещё учу детей изготавливать кукол: тряпичных, соломенных, глиняных и просто из полена. Примитивная кукла – болванчик даёт ребёнку свободную свободу выдумки. Её легко представить и барыней, и крестьянкой, и матерью, и дочкой. Возможно, простенькая соломенная кукла – стригушка не вытеснит длинноногую красавицу Барби, но память о народной игрушке будет жить ещё в одном поколении.

Построила работу по знакомству детей с русской народной культурой в соответствии с народным календарём.

Годовой народный календарь – собравший в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремёсла – помогает построить работу по естесственному циклу, например: Осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гуляние; за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды; Масленица – проводы Зимы и Лето – с хороводами и песнями вокруг зелёной берёзки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

Объединив все направления работы: прикладное искусство. Народные игры и игрушки, праздники обрядовые и календарные – я разработала тематический план, систематизировала знания и умения детей в зависимости от возраста. В методическом кабинете собрала и систематизировала народные произведения для детей раннего возраста, рекомендации по использованию фольклора в практической работе, статьи из журналов «Дошкольное воспитание», конспекты занятий, консультации для родителей.

Моя работы не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учит вместе с нами». В неё записывала потешки, загадки, пословицы, поговорки, и родители дома могли повторить этот материал своим ребёнком. По каждому жанру проводила короткие беседы, консультации, разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество ребёнку. В уголок для родителей помещала статьи «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не мимо молвится», «Загадка – гимнастика для ума».

Особенно необходима была помощь родителей, когда я вплотную занималась драматизацией, народными праздниками. И потом, на развлечениях, когда родители видели, как выразительно их ребёнок воплощал образ персонажа инсценировки, они были очень довольны.

Мои воспитанники сейчас уже школьники. Когда я прихожу к ним в класс, то очень приятно слышать от учителя, что дети умеют эмоционально читать стихи, применять свои знания произведений устного народного творчества в различных ситуациях, с желанием принимают участие в утренниках. Они активны на уроках, а не перемене могут сами для себя организовать игру.

Работа по приобщению детей к русской народной культуре не прекращается с уходом детей в школу. Школа продолжает эту работу. Здесь проходят занятия «Горнице» (фольклорный кружок». Они помогают ребятам узнать самобытность и неповторимость, своеобразие русской народной культуры. В школе проводятся различные фольклорные праздники, например: «Осенины», «Крещенские вечерки», «Рождественские посиделки», и т. д. Всё это приобщает детей к русским народным традициям и не только приобщают, но и воспитывает нравственно, эстетически и физически, а также воспитывает трудолюбие.

Большое значение для моей работы имело знакомство с местной музыкально-фольклорной группой «Кумушки», творческое сотрудничество с которой помогло украсить наши праздники и вечера развлечений ярким и образным исполнением песен, сказок и т. д. Совместно с СДК проводила и проводим сейчас такие праздники: «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы», «Зимние святки», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица».

В СДК также проходят занятия и встречи с мастерами прикладного творчества, а также с музыкально-фольклорной группой, в частности «Сударушки», «Истоки» (дошкольная группа) и с танцевальным коллективом «Берёзка». В ДК учатся и осваивают лоскутную технику, декоративную роспись, ткачество, вышивку.

Таким образом мой опыт показал, что целенаправленная систематическая работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры помогает детям быть более раскованными, в них появляется уверенность в себе, желание проявить свои таланты. Они учатся рассуждать, фантазировать. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудрости, приобщаются к духовной чистоте русского фольклора. Дети открываются друг другу, охотно идут на общение, на взаимопомощь, взаимовыручку и это очень важно для воспитания наших детей.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Реализация ФГТ в ДОУ» В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. нормативно правовые документы федерального уровня.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация «Народная культура в образовании»  
Опубликовано: 25 октября 2013 в 12:50
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...