Папки-передвижки

Консультация «Народная культура в образовании»  

Татьяна Аваева
Консультация «Народная культура в образовании»  

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определё нные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появились и с успехом используются новые программы. Однако ни в новых комплексных программах, ни в одной из парциальных программ нравственно-патриотического воспитания детей с позиций кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается.

Публикация «Консультация „Народная культура в образовании“  » размещена в разделах

Большое разнообразие методик, разбросанность материала по русской дошкольной культуре в дошкольных учреждениях не позволяет воспитателям более глубоко и целенаправленно знакомить детей с родной культурой, воспитать чувства национального патриотизма, гордости за свою страну. Поэтому не случайным важным моментом в моей воспитательной работе стало целенаправленное возрождение культурных традиций русского народа, знакомство детей с его фольклором и выбраны следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, воспитывающие в ребёнке чувство красоты любознательности, должны носить черты национальной культуры, чтобы дети с раннего возраста ощущали себя частью великого народа;

2. Широко использовать все жанры фольклора: в нём, как нигде, отражены черты русского характера присущие русскому человеку нравственные ценности;

3. Особое место в работе отвести приобщению детей к народной культуре через народные праздники и традиции. В них фокусируются, накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, проведением птиц, растений;

4. Знакомить детей с народным прикладным искусством, вести практические занятия, которые развивают руку ребёнка, восстанавливают эстетический вкус.

В связи с этим: цель моей работы – приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи:

• показать детям лучшие стороны русской народной жизни : в музыке, живописи, фольклоре и т. д. ;

• научить чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ;

• научить гордиться величием и богатством своей страны.

Для достижения этих задач я старалась работать с народным фольклором методически грамотно, работу проводила индивидуально с каждым ребёнком, с учётом его способностей, склонностей, интересов и возможностей. Моя позиция в работе – не руководить, а участвовать, для того, чтобы дети чувствовали себя довольно самостоятельно.

Жизнь в детском саду для детей я построила под девизом:

Я – человек.

Я живу на этой земле. Здесь мой дом, мои родные, мои друзья.

Я люблю эту землю, родной край. Всё, что живёт и радуется вместе со мной.

Я пою, танцую, слушаю песни и музыку моего народа.

Я учусь рисовать и лепить как лучшие мастера моей земли.

Мне читают сказки, былины, загадки о героях русской земли, их подвигах, мужестве, доброте и отваге. О вечной победе добра над злом.

Всё это – Моя Родина.

Я рад и горд, что мой народ живёт и трудится на своей Земле, и любые трудности отступают, если люди будут жить счастливо.

В своей работе по приобщению детей к истокам русской народной культуре я использую авторскую программу Собчук Л. В. г. Апрелевка Московской обл. ясли-сад №43. Эта программа основана на конкретном опыте воспитателя и, безусловно, ярче, интереснее, полнее выделение у автора программы аспекты его специальности. А также опиралась на опыт работы педагогов детского сада №10 г. Гурьевска по использованию элементов устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста. Чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине, её историям, обычаю, языку, культуре, очень важно найти близкие душе и природе детям формы работы. Много можно достичь через игру. Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движению. Во время прогулок, праздничных развлечений, забав эти игры незаменимы. Ни один праздник у меня не проходит без народных игр. Такие игры, как «Соловушка», «Петушинный бой», «Русская лапта» и т. д. способствовали созданию эмоциональной атмосферы радости и доброжелательности.

Формы способов подачи новой информации были разнообразны. Это беседы, занятия, встреча с мастерами, посещение мастеров на дому. Пометуя русскую пословицу, что лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать особое внимание уделяла выставкам по русскому прикладному искусству.

В процессе работы для меня было важно не только дать детям новые знания, но и в большей степени – организовать непосредственное их участие в исполнении народных песен, закличек, колядок.

Приобщение моих детей к народным традициям происходило в форме детского праздника, так как обряды, отражающие быт крестьянской деревни и природы, связанные со временем года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках. Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скомороха и сказительницы постепенно приобщали детей к русским национальным традициям.

Прежде чем знакомить детей с русской народной культурой мне самой пришлось многое узнать, прочесть, изучить. Я постаралась почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы.

Изучая толкование истоков русских традиций, праздников, песен, обрядов, поняла, что я могла оформить ими горницу. Есть у нас и печь с полатями, и красный угол с иконами. Здесь ребятишки учатся прясть, ткать, шить, вышивать. И просто, когда хочется побыть одному, в «бабушкиной горнице» найдётся уголок.

Для обыгрывания колыбельных песен поместила в групповой комнате люльку с куклой-младенцем, кроватку-качалку, и вот уже маленькая непоседа чинно покачивает «дочку», напевая ей тоненьким голоском.

Постепенно в нашем детском саде появилась комната сказок, где собрались куклы-герои русских народных сказок, изготовленные руками воспитателей и детей. Здесь я провожу занятия по развитию речи, вечерние чтения, сценические представления сказок.

Пословица гласит, что ученье в счастье украшает, а в несчастье – утешает, поэтому я учу своих детей и народной мудрости, и рукоделию. Так, уже пятилетние девочки могут на простейшем ткацком станке изготовить дорожку для кукольного уголка, покрасить белую ткань в красный. А ещё учу детей изготавливать кукол: тряпичных, соломенных, глиняных и просто из полена. Примитивная кукла – болванчик даёт ребёнку свободную свободу выдумки. Её легко представить и барыней, и крестьянкой, и матерью, и дочкой. Возможно, простенькая соломенная кукла – стригушка не вытеснит длинноногую красавицу Барби, но память о народной игрушке будет жить ещё в одном поколении.

Построила работу по знакомству детей с русской народной культурой в соответствии с народным календарём.

Годовой народный календарь – собравший в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремёсла – помогает построить работу по естесственному циклу, например: Осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гуляние; за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды; Масленица – проводы Зимы и Лето – с хороводами и песнями вокруг зелёной берёзки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

Объединив все направления работы: прикладное искусство. Народные игры и игрушки, праздники обрядовые и календарные – я разработала тематический план, систематизировала знания и умения детей в зависимости от возраста. В методическом кабинете собрала и систематизировала народные произведения для детей раннего возраста, рекомендации по использованию фольклора в практической работе, статьи из журналов «Дошкольное воспитание», конспекты занятий, консультации для родителей.

Моя работы не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учит вместе с нами». В неё записывала потешки, загадки, пословицы, поговорки, и родители дома могли повторить этот материал своим ребёнком. По каждому жанру проводила короткие беседы, консультации, разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество ребёнку. В уголок для родителей помещала статьи «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не мимо молвится», «Загадка – гимнастика для ума».

Особенно необходима была помощь родителей, когда я вплотную занималась драматизацией, народными праздниками. И потом, на развлечениях, когда родители видели, как выразительно их ребёнок воплощал образ персонажа инсценировки, они были очень довольны.

Мои воспитанники сейчас уже школьники. Когда я прихожу к ним в класс, то очень приятно слышать от учителя, что дети умеют эмоционально читать стихи, применять свои знания произведений устного народного творчества в различных ситуациях, с желанием принимают участие в утренниках. Они активны на уроках, а не перемене могут сами для себя организовать игру.

Работа по приобщению детей к русской народной культуре не прекращается с уходом детей в школу. Школа продолжает эту работу. Здесь проходят занятия «Горнице» (фольклорный кружок». Они помогают ребятам узнать самобытность и неповторимость, своеобразие русской народной культуры. В школе проводятся различные фольклорные праздники, например: «Осенины», «Крещенские вечерки», «Рождественские посиделки», и т. д. Всё это приобщает детей к русским народным традициям и не только приобщают, но и воспитывает нравственно, эстетически и физически, а также воспитывает трудолюбие.

Большое значение для моей работы имело знакомство с местной музыкально-фольклорной группой «Кумушки», творческое сотрудничество с которой помогло украсить наши праздники и вечера развлечений ярким и образным исполнением песен, сказок и т. д. Совместно с СДК проводила и проводим сейчас такие праздники: «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы», «Зимние святки», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица».

В СДК также проходят занятия и встречи с мастерами прикладного творчества, а также с музыкально-фольклорной группой, в частности «Сударушки», «Истоки» (дошкольная группа) и с танцевальным коллективом «Берёзка». В ДК учатся и осваивают лоскутную технику, декоративную роспись, ткачество, вышивку.

Таким образом мой опыт показал, что целенаправленная систематическая работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры помогает детям быть более раскованными, в них появляется уверенность в себе, желание проявить свои таланты. Они учатся рассуждать, фантазировать. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудрости, приобщаются к духовной чистоте русского фольклора. Дети открываются друг другу, охотно идут на общение, на взаимопомощь, взаимовыручку и это очень важно для воспитания наших детей.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Реализация ФГТ в ДОУ» В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. нормативно правовые документы федерального уровня.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Народная культура в образовании»  
Опубликовано: 25 октября 2013 в 12:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД