Образовательный процесс в группе раннего возраста

Людмила Гордеева
Образовательный процесс в группе раннего возраста

Актуальность развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста заключается в формировании этих навыков, которые являются важным условием для нормального психологического развития ребенка.

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками норм речи.

Все эти задач в раннем возрасте мы решаем с преломлением на психические особенности детей раннего возраста.

- Какие психические особенности детей раннего возраста мы знаем?

В первую очередь, у детей раннего возраста развита подражательная функция. Основным примером для подражания является взрослый, поэтому если говорить о коммуникативных навыках, то воспитатель должен следить за своей речью, которая должна быть грамотной и четкой, а также речь младшего воспитателя.

Во-вторых, воспитатель должен работать в режиме «включенного радио», то что мы делаем – мы проговариваем.

Например, «Одевание»:

Сейчас наденем на голову шапку.

Где голова у Вали? Покажи.

А где шапка?

Дай, мне шапку, наденем шапку.

«Кормление»:

Сейчас мы будем кушать суп, вкусный суп.

Саша любит суп?

А где ложка? Покажи.

Как правило, в эти моменты нам хочется сказать водичка, ложечка, но как советуют многие психологи и педагоги, в том числе и авторы программы «Кроха» слова нужно произносить правильными, необлегченными.

Следующая психическая особенность – непрочность нервных связей.

Поэтому все, что мы делаем и проговариваем нужно делать неоднократно.

Как говорят авторы программы «Кроха» прочность нервных связей мы можем проверить по двигательной реакции, например:

Мы просим малыша:

«Покажи, где петушок. Дай мне петушка»

Ребенок смотрит на петушка, а падает например мишку.

Что это значит? Ребенок не понял вас?

Нет, он понял все правильно, но у него недостаточно сформирован «двигательный ответ».

Т. е. чтобы установить связь между словами и действиями нужно повторять неоднократно.

Следующая особенность – отсутствие произвольности. Поэтому мы свою работу по коммуникации планируем так, чтобы она была краткосрочной и основана на материале, который будет интересен ребенку, привлечет его внимание.

Следующая особенность – эгоцентричность, то есть в сознании ребенка существует собственное «Я», мысли, действия, желания направлены на себя, на удовлетворения своих потребностей.

- Какие игры чаще всего мы наблюдаем в группе: совместные, «игры рядом» (без сюжета) или индивидуальные игры?

Чтобы преодолеть эгоцентричность, педагогу нужно быть звеном, которое исключает конфликты

Наша с вами задача заключается в том, чтобы сформировать положительные взаимоотношения. Достигнуть эту сформированность фактически мы можем к трем годам.

Развивающая среда для детей раннего возраста должна быть создана так, чтобы не создавались конфликтные ситуации, например присутствие одинаковых игрушек.

- Как еще должна быть организованна среда, для исключения конфликтов? (Присутствие достаточного количества игрушек, зоны с идентичным материалом на несколько человек)

Для формирования положительных взаимоотношений, развития речевых навыков важна не только развивающая среда, но и те методы и приемы, которые мы используем.

- Давайте, вспомним какие методы, и приемы мы используем?

Одним из таких методов работы является коммуникативная игра, которая позволяет нам сформировать положительные взаимоотношения и модель поведения, закрепить непрочные нервные связи, сформировать речевые навыки на основе особенностей, которые заключаются в главной подражательной функции и с учетом непроизвольности поведения.

Вашему вниманию предлагаю следующую коммуникативную игру

«Все мы весело играем», задачами которой являются:

закрепление понимание речи и двигательной реакции

закрепление знания названий способов действий

закрепление нервных связи

закрепление положительных взаимоотношений

Игра:

Все мы весело играем,

Ручкой глазки закрываем.

Раз глазок, два глазок…

Куда ты спрятался, дружок?

Ку-ку

Все мы весело играем,

Ручкой ушки закрываем.

Ушко раз, ушко два…

Куда вы спрятались, друзья?

Ку-ку

Все мы весело играем,

Ручкой щечки закрываем.

Щечка раз, щечка два…

Закачалась голова.

Это игра помогает объединить детей вместе.

Следующая игра с музыкальным сопровождением «Найди меня».

Задачи этой игры направлены на:

закрепление понимания речи и двигательной реакции

закрепление знания названий способов действий

закрепление нервных связей

закрепление положительных взаимоотношений

Проведение таких коммуникативных игр способствует формированию положительных взаимоотношений, так как дети объединены единым сюжетом, пространством, движением, в этих играх нет предметов для притязания, такое психическое свойство как эгоцентричность стирается на фоне объединения общим действием.

Следующая серия игр «Игры с предметами»

Игра «Платочек»:

Вот платочек Ванечке, вот платочек Танечке, вот платочек Анечке….

Все платочки вверх подняли

И друг другу помахали.

Спрятали платочки.

Где платочек Анечки?

Где платочек Ванечки?

А теперь все подходите

И платочки положите.

- Как вы думаете, почему платочки все одинакового цвета?

Задачи этой игры:

закреплять понимание речи и двигательную реакцию

закреплять знание своих имен

закреплять нервные связи

закреплять положительные взаимоотношения

Структура обязательной части Основной образовательной программы определяет примерный объем - «5-10%» - составляет взаимодействие с родителями.

Нами проводится следующая работа с родителями:

тематические консультации, папки передвижки

разработка картотеки

практикумы

дни открытых дверей

родительские собрания на тему: «Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»

разработка картотеки для родителей по организации игр с детьми в домашних условиях

совместное проведение ННОД

Использование различных форм и методов работы с детьми для развития коммуникативных навыков и правильное взаимодействие с родителями, способствует:

• Закреплению нервных связей

• Закреплению понимания речи и двигательной реакции

• Закреплению положительных взаимоотношений

• Адаптации детей к условиям МБДОУ

• Снятию телесных зажимов

• Эмоциональной разрядке

Публикации по теме:

Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.

Пути реализации образовательной области «Коммуникация»: основные формы и виды деятельности ЕремееваС. А., воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок» г. Мичуринска Федеральные государственные требования.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Образовательный процесс в группе раннего возраста
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 20:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дежурство по столовой. Работа с детьми.
В нашей группе дети любят дежурить по столовой. Дежурство формирует желание потрудиться ради других, формирует умение помогать взрослому, заботливо...
Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»
Содержание Вступление. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников. Глава II . Мои знаменитые земляки. § 2. 1. Наш ветеран Великой...
Фотоотчет спортивного праздника «Морское путешествие»
Вот и в нашем саду прошли мероприятия, посвященные празднованию Дня защитника . Пап и дедушек нашей группы пригласили на спортивный праздник под названием «...
Консультация для родителей «Если ребёнок не слушается»
Очень часто дети не слушаются своих родителей. Они не хотят убирать игрушки, не хотят ложиться спать, не хотят выполнять требования взрослых и жить по...
Стен газета Масленица.
Масленица – это древний славянский праздник, сохранившийся до наших дней еще со времен языческой культуры. Изначально ее связывали с днем весеннего...