Лучший педагог года

Консультация «ОНР. Коррекционная работа: активизация и обогащение словарного запаса»

Юлия Захарова
Консультация «ОНР. Коррекционная работа: активизация и обогащение словарного запаса»

Коррекционная работа при формировании правильной речи ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) должна включать в себя несколько этапов:

- формирование лексико-семантической стороны речи;

- словарная работа;

- формирование произношения;

- формирование грамматически правильной речи.

Рассмотрим основные методы и приемы, которые необходимо использовать логопеду и родителям на этапе формирования словарного запаса у дошкольника с ОНР.

Публикация «Консультация „ОНР, Коррекционная работа: активизация и обогащение словарного запаса“» размещена в разделах

Безусловно, основной целью словарной работы является активизация и обогащение имеющегося словаря. Ребенок должен не только услышать и запомнить новые слова, но и понимать, какое значение они имеют и в каких случаях нужно употреблять именно эти слова.

В самом начале словарной работы необходимо формировать понятие о предмете, по принципу называния предмета и действия с ним в определенной ситуации (несколько раз).

Когда данная работа дает нужный результат, следует переходить к вопросной форме: "что это?", "кто это?", "Что делает?". От данного предмета взрослый переходит к крупному изображению этого предмета, а затем к маленькой картинке с предметом, также используя при этом вопросную форму.

Темы по словарной работе постепенно расширяются, в зависимости от того, насколько быстро дети овладевают теми или иными словами. После обогащения словаря существительными, следует переходить к расширению глагольного словаря и словаря прилагательных, местоимений, наречий, предлогов.

Для развития активного и пассивного словарей широко используются такие дидактические игры (например по теме "Игрушки") :

1. "Покажи такую же игрушку". Ребенку предлагаются два набора игрушек, один у взрослого, другой - у ребенка. Чтобы правильно выполнить задание, ребенку необходимо отыскать такой же предмет, который предлагает ему взрослый.

2. "У кого такая же игрушка?" У кого кукла, мишка, машинка? Игра также хорошо подходит для развития внимания.

3. "Что нужно кукле?" Уметь выбирать необходимые предметы для куклы (сумку, расческу, шапочку).

4. "Угадай, что в волшебном мешочке?" Учить на ощупь определять спрятанные в мешочке игрушки.

5. "Собираем куклу на прогулку". С помощью этой игры обучаем самостоятельно определять, какие вещи необходимы кукле на прогулке.

В работе с картинным материалом можно использовать подобные игры:

1. "Найди такую же игрушку". Цель: научить ребенка самостоятельно найти и приложить соответствующую картинку необходимого размера.

2. Уметь находить по названию и описанию картинку с нужным предметом.

3. Предлагать называть картинки, демонстрируемые взрослым.

В работе со словарем целесообразно также проводить работу по словообразованию, формируя новые слова при помощи :

1. суффиксов, приставок (дом-домик, заходит-уходит-приходит);

2. образования множественного числа (книга-книги, игрушка-игрушки);

3. образования прилагательных от существительных (дерево-деревянный, кирпич-кирпичный);

4. подбор синонимов и антонимов (врач-доктор, теплый-холодный).

В словарной работе необходимо использовать загадки, сказки, рассказы, стихотворения. Хорошо использовать в работе по расширению словарного запаса речевое лото, кукольный театр, картинный материал.

Процесс активизации и обогащения словарного запаса должен быть непрерывным и систематическим, и должен производится во время прогулок, игр, рисования, лепки и в процессе других видов деятельности.

Публикации по теме:

Использование русских народных сказок для обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста Сказки любят и дети, и взрослые. Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического,.

Конспект логопедического игрового досуга по обогащению словарного запаса детей однокоренными словами Государственное бюджетное образовательное учереждение города Москвы «Школа-2069» структурное подразделение №1 Конспект открытого.

Консультация для родителей «Коррекционная — развивающая работа в семье, как залог успеха в воспитании и развитии» Тема: Коррекционная – развивающая работа в семье, как залог успеха в воспитании и развитии ребёнка с ЗПР. Цель: в лёгкой и доступной форме.

Консультация на тему «Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста» Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дощкольного возраста, является важным условием для овладения языком,.

Консультация «Коррекционная работа над интонацией при составлении синквейна в условиях дошкольного логопункта» Общая тенденция по увеличению числа детей с речевыми нарушениями и усложнению структуры речевой патологии диктует поиски новых, эффективных.

Отчет по самообразованию по теме «Формирование словарного запаса у детей 4–5 лет с помощью игр и упражнений» Тема: «Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через игры и упражнения». Актуальность работы заключается в.

Развитие словарного запаса и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Для речевого развития ребенка очень важна игровая деятельность, через которую он познает окружающую его реальность. Необходимо обращать.

«Слова, которые знает мой малыш!». Особенности формирования словарного запаса у старших дошкольников Слова, которые знает мой малыш!Особенности формирования словарного запаса у старших дошкольников. Слово – основная единица речи, условно.

Совместная работа детского сада и семьи по развитию словарного запаса детей (из опыта работы) В условиях достаточно высоких требований к учащимся возникает необходимость приложения больших усилий для того, чтобы будущие школьники.

Тема: «Роль сенсорного развития на обогащение словарного запаса детей раннего возраста» Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Сенсорное развитие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «ОНР. Коррекционная работа: активизация и обогащение словарного запаса»
Опубликовано: 28 сентября 2015 в 23:43
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД