Лучший педагог года

Консультация «Оптимизация речевого развития в процессе сюжетно-дидактических игр»

лариса гоголева
Консультация «Оптимизация речевого развития в процессе сюжетно-дидактических игр»

Оптимизация речевого развития в процессе сюжетно-дидактических игр

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

2.3. «Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей

2.4. Программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей

Публикация «Консультация „Оптимизация речевого развития в процессе сюжетно-дидактических игр“» размещена в разделах

3.4. В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательных учреждений…»

В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с недоразвитием речи, со сложными дефектами испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды значительно выросло.

Специалисты по детской речи отмечают, что у детей с патологией речи, как правило, оказываются частично сформированными базовые психические функции, необходимые для полноценного развития речевой системы (Н. В. Нищева). Поэтому педагогу необходимо включать работу по развитию восприятия памяти, внимания, мышления во все виды деятельности, продолжая её на протяжении всего периода обучения.

Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций, внимания, памяти, которые в свою очередь способствуют развитию определённых мозговых центров, влияющих на развитие речи. В осуществлении познавательной деятельности – это специфическая познавательная деятельность ведущая роль принадлежит речи. Выполняя практическое действие, ребёнок должен суметь сопроводить его речью. Вместе со способностью описывать своё действие формируется умение рассуждать, обосновывать то или иное решение. В математике при описании свойств предметов и их отношении требуются точные слова- термины. Используемые на занятиях по математике обороты отличаются строго заданным порядком сочетаний слов. Для успешного усвоения счётных операций прежде всего необходимо овладеть определённым лингвистическим уровнем. Чтобы воспринимать определения, ребёнок должен овладеть необходимым запасом слов, понять их значение, точно определить характер логико-грамматических связей между словами и предложениями. Сформированность лексико-грамматического строя речи является чрезвычайно важной при решении арифметических задач. Анализируя текст задачи, ребёнок должен установить зависимости между данными задачи, выделить их логические связи. Таким образом, необходимым условием успешного овладения математикой является сформированность многих психических функций и процессов. И несомненно одной из важнейших предпосылок овладения счётными операциями служит речь. Анализируя научно-методическую литературу, удалось выявить, что вопрос коррекции речи на занятиях по математике недостаточно освещён, что вызывает у практиков определённые трудности и поэтому актуален

В процессе работы по активизации речевой деятельности на занятиях по ФЭМП решаются следующие задачи: формирование прочных знаний по всем разделам элементарной математики (количество и счёт, форма и величина, ориентировка в пространстве и на плоскости, ориентировка во времени в соответствии с программой.

Игровое упражнение «Сосчитай»

Цели: развитие грамматического строя речи. Обучение количественному счёту.

Оборудование: предметные картинки с изображением 2 и 5 корабликов, птиц, домиков и т. д.

Ход упражнения:

Предлагаю вашему вниманию приём счёта предметов на картине.

- Посчитайте, пожалуйста, птиц, кораблики, проталинки

-Кто хочет сосчитать птичек?

Сколько их?

Игра «Цветная геометрия»

Цели: закрепление знаний геометрических фигур и цветов Развитие внимания, восприятия, логического мышления и связной речи.

Оборудование: большие карты с изображениями, конверты с геометрическими фигурами

Ход игры:

Предлагаем детям собрать из фигурок картинки, обращаем внимание на то, что фигурки нужно подбирать по цвету контура

Игра «Наоборот»

Цели: расширение словаря, закрепление математических терминов.

Оборудование: предметные картинки, мяч

Ход игры

Вариант 1 : даются картинки, их надо квалифицировать по признакам: большой - маленький, высокий- низкий, толстый- тонкий, широкий- узкий.

Вариант 2: бросая мяч, педагог называет слово. Ребёнок, ловя мяч, отвечает противоположным по значению словом.

Игра «Закончи предложения»

Цели: развитие речи и введение в активный словарь понятий выше-ниже, «толстый-тонкий», «высокий-низкий», развитие и закрепление пространственных представлений.

Описание игры:

Педагог: «Если сосна выше берёзы, то берёза…»

Дети: «Берёза ниже сосны»

Логопед: «Если ствол дуба толще берёзы, то ствол берёзы…»

Дети: Ствол берёзы тоньше ствола дуба

Артикуляционная гимнастика «Считалочка»

Цели: развитие подвижности артикуляционного аппарата, закрепление количественного счёта, развитие памяти, внимания.

Ход

Раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем

Два - подуем в дудочки, губки словно трубочки

Три - на губки посмотри, улыбаемся на три

Четыре - ротик шире, барабаним на четыре

Пять - откроем рот опять, нужно ротик облизать

Шесть - почисти наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы

Семь - мы звонко будем цокать, так стучать копытцем лошадь

Восемь - к нам приходит осень, вырос гриб на счёте восемь

Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко

Десять - можно поболтать, поболтать и не устать

Формирование элементарных математических представлений осуществляется с коррекционным воздействием речевых нарушений и неречевых психических процессов. Развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребёнка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интереса к овладению знаниями.

Литература

1 Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» СПб 2003

2 Е. М. Фадеева «Учимся математике» 2008

3 Журнал «Логопед в детском саду» №2 2012

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Оптимизация речевого развития в процессе сюжетно-дидактических игр»
Опубликовано: 26 ноября 2013 в 11:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД