Консультация «Организация самостоятельных детских исследований»

Галина Баловина
Консультация «Организация самостоятельных детских исследований»

Консультация для педагогов

ТемаОрганизация самостоятельной детской исследовательской деятельности».

Одним из принципов дошкольного образования является: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Инициатива -

побуждение к какому-либо действию, способность к самостоятельным активным действиям.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Если мы посмотрим требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму, то мы увидим что программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования:

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать

Цель организации совместной деятельности:

Решение образовательных задач: использование знаний, умений, навыков. Полученных в НОД;

Развитие самостоятельности.

Что же такое самостоятельность?

Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется

- стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей

- умением поставить цель деятельности

- осуществить элементарное планирование

- реализовать задуманное

- получить результат, адекватный поставленной цели

Самостоятельная деятельность не возникает сама по себе. Во второй младшей группе самостоятельная деятельность проявляется в наблюдениях, в средней группе это наблюдения и простейшие опыты и эксперименты. И лишь к старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает исследовательскими умениями, овладевает структурой деятельности от цели до результата.

К концу старшего дошкольного возраста исследовательская деятельность выходит на самостоятельный уровень.

Самостоятельность ребенка обусловлена овладением структурой деятельности:

• анализировать и формулировать проблемы

• ставить цели

• находить и использовать средства и способы их

достижения

• планировать деятельность

• достигать результат

Детская исследовательская деятельность предполагает активность ребёнка, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивание и систематизацию. В период дошкольного детства исследовательская деятельность сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Исследовательская деятельность способствует развитию как познавательной способности так и творческой деятельности. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового. Способствует творческому развитию личности.

В нашем детском саду была разработана программа исследовательского обучения старших дошкольников «Почемучка». Программа направлена на формирование специальных исследовательских умений и навыков, интегративных интеллектуальных и личностных качеств.

На первом этапе работы проводятся игры и игровые упражнения направленные на развитие исследовательских умений и навыков. На втором этапе во время тренировочных занятий обучаем детей специальным знаниям и умениям, необходимых для проведения самостоятельных исследований.

Тренировочные занятия позволяют детям приобрести некий опыт, а именно знакомство со схемой исследовательской деятельности, последовательности выполнения её компонентов от выявления проблемы до презентации результата.

Во время проведения самостоятельных исследований дети работают самостоятельно, сами изучают всё что связано с выбранной ими темой. Задача педагога – выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей.

Публикации по теме:

Педагогические условия развития и формирования исследовательского поведения Педагогические условия развития и формирования исследовательского поведения- интеграция различных видов детской деятельности; - формирование.

План работы методического объединения воспитателей «Организация образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГТ» Цель: Обеспечить рост педагогического мастерства, повышение творческого потенциала, распространение актуального педагогического опыта..

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Консультация «Организация самостоятельных детских исследований»
Опубликовано: 9 марта 2014 в 15:17
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...