Консультация «Организация самостоятельных детских исследований»

Галина Баловина
Консультация «Организация самостоятельных детских исследований»

Консультация для педагогов

ТемаОрганизация самостоятельной детской исследовательской деятельности».

Одним из принципов дошкольного образования является: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Инициатива -

побуждение к какому-либо действию, способность к самостоятельным активным действиям.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Если мы посмотрим требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму, то мы увидим что программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования:

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать

Цель организации совместной деятельности:

Решение образовательных задач: использование знаний, умений, навыков. Полученных в НОД;

Развитие самостоятельности.

Что же такое самостоятельность?

Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется

- стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей

- умением поставить цель деятельности

- осуществить элементарное планирование

- реализовать задуманное

- получить результат, адекватный поставленной цели

Самостоятельная деятельность не возникает сама по себе. Во второй младшей группе самостоятельная деятельность проявляется в наблюдениях, в средней группе это наблюдения и простейшие опыты и эксперименты. И лишь к старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает исследовательскими умениями, овладевает структурой деятельности от цели до результата.

К концу старшего дошкольного возраста исследовательская деятельность выходит на самостоятельный уровень.

Самостоятельность ребенка обусловлена овладением структурой деятельности:

• анализировать и формулировать проблемы

• ставить цели

• находить и использовать средства и способы их

достижения

• планировать деятельность

• достигать результат

Детская исследовательская деятельность предполагает активность ребёнка, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивание и систематизацию. В период дошкольного детства исследовательская деятельность сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Исследовательская деятельность способствует развитию как познавательной способности так и творческой деятельности. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового. Способствует творческому развитию личности.

В нашем детском саду была разработана программа исследовательского обучения старших дошкольников «Почемучка». Программа направлена на формирование специальных исследовательских умений и навыков, интегративных интеллектуальных и личностных качеств.

На первом этапе работы проводятся игры и игровые упражнения направленные на развитие исследовательских умений и навыков. На втором этапе во время тренировочных занятий обучаем детей специальным знаниям и умениям, необходимых для проведения самостоятельных исследований.

Тренировочные занятия позволяют детям приобрести некий опыт, а именно знакомство со схемой исследовательской деятельности, последовательности выполнения её компонентов от выявления проблемы до презентации результата.

Во время проведения самостоятельных исследований дети работают самостоятельно, сами изучают всё что связано с выбранной ими темой. Задача педагога – выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей.

Публикации по теме:

Педагогические условия развития и формирования исследовательского поведения Педагогические условия развития и формирования исследовательского поведения- интеграция различных видов детской деятельности; - формирование.

План работы методического объединения воспитателей «Организация образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГТ» Цель: Обеспечить рост педагогического мастерства, повышение творческого потенциала, распространение актуального педагогического опыта..

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Консультация «Организация самостоятельных детских исследований»
Опубликовано: 9 марта 2014 в 15:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформляем паспорт группы (заключительная часть)
10. УГОЛОК ТРУДА. 1. Уголок дежурства с кармашками; картинки. 2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 3. Инвентарь для...
Круги Луллия «Эмоции-музыка-цвета»
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных...
Проект «Маленькими ручками — целый мир»
Проект «Маленькими ручками – целый мир». Паспорт проекта. Участники проекта: дети младшей группы «Колокольчик», воспитатель. Вид проекта:...
Реализация в детском саду проекта «Огород на подоконнике»
В настоящее время проблемы экологии актуальны во всём мире, в том числе и в России. Началом формирования экологической направленности личности по праву...
Фотоотчет «Театр глазами детей»
Там есть сцена и кулисы, И актеры, и актрисы, Есть афиша и антракт, Декорации, аншлаг. И, конечно же, премьера! Догадались вы, наверно. Это всё -...