Папки-передвижки

Консультация «Осмысление педагогами профессиональных ценностных ориентаций»

Ирина Свешникова Борисовна
Консультация «Осмысление педагогами профессиональных ценностных ориентаций»

Цель: Овладение практическими навыками по осмыслению педагогами профессиональных ценностных ориентаций.

Задачи:

- мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих профессиональных умений;

-способствовать повышению у педагогов уровня осознанности профессиональных ценностных ориентаций посредством тренинговых упражнений;

-профилактика «профессионального выгорания» педагогов.

Форма: психолого-педагогический тренинг.

Публикация «Консультация „Осмысление педагогами профессиональных ценностных ориентаций“» размещена в разделах

Предварительная работа: подготовка презентации; подготовка материалов к упражнениям; подбор музыкального сопровождения.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитные доски, магниты, индивидуальные бланки для «обратной связи»; таблички, для обозначения групп; бланки (см. необходимый материал к упражнениям); ручки, маркеры.

Ход работы:

Участники распределяются в 2 группы – педагоги ОУ и гости.

1. Приветствие.

Объявление темы и цели консультации (слайды 1,2).

Ведущий: Сегодня у нас есть уникальная возможность приобрести опыт более глубокого понимания и осмысления своих профессиональных возможностей, профессиональных ценностей.

Ведущий: Предлагаем начать нашу работу с упражнения «Кто Я?».

2. Упражнение «Кто Я?».

Цель: Выявить ценностные ориентации личности педагога.

Время: 5 -7минут

Необходимый материал: индивидуальные бланки для ответов.

Каждому из Вас необходимо записать на индивидуальных бланках 10 разных ответов на этот вопрос. Время на работу - 3 минуты.

Рефлексия. Кто готов зачитать список ответов? (выслушать ответы по одному участнику из каждой группы)

Поднимите руку, у кого в ответах есть слово «педагог (воспитатель)». Не опускайте руку те, у кого это слово входит в первую тройку ответов?

Ваши ответы являются списком ценностных ориентаций Вашей личности; отрадно заметить, что профессия входит в их число и даже занимает первые позиции.

3. Мини-лекция.

Ведущий: Давайте вспомним, что такое «ценностные ориентации». (слайд 3)

«Ценностные ориентации - избирательные отношения личности к различным сторонами явлениям действительности, представляющие для личности определённую ценность» (В. Н. Мясищев)

Ведущий: Одно из ведущих мест в системе ценностных ориентаций личности занимают ориентации на профессиональные ценности. (слайд 4)

«Профессиональные ценностные ориентации – система устойчивых избирательных отношений педагога к значимым аспектам профессиональной деятельности».

Ведущий: Профессиональные ценностные ориентации представлены следующими аспектами: (слайд 5)

• качества личности педагога, определяющие ценностное отношение к детям;

• качества личности педагога, определяющие ценностное отношение к своей профессиональной деятельности;

• качества личности педагога, характеризующие ценностное отношение к себе как педагогу.

Ведущий: Все аспекты профессиональных ценностных ориентаций тесно связаны и взаимозависимы.

Ведущий: Наиболее осознаваемый педагогами аспект профессиональных ориентаций это – «качества личности педагога, определяющие ценностное отношение к детям» (слайд 6, заголовок).

Проанализировать значимость данного аспекта в системе профессиональных ценностных ориентаций поможет педагог – психолог.

4. Упражнение «Мозговой штурм».

Цель: осознание собственных профессиональных качеств; актуализация потенциала группового взаимодействия.

Время: 7 минут.

Необходимый материал: два бланка для групповых ответов.

Ведущий: Предлагаем Вам с помощью «мозгового штурма», записать профессиональные качества педагога, определяющие его ценностное отношение к детям. Время работы - 3 минуты.

Представители обеих команд озвучивают результаты.

Просим обратить внимание на слайд (слайд 6, содержание, на котором представлены данные качества.

- интерес и любовь к детям - доброта - чуткость, отзывчивость

- эмпатия - безусловное принятие - тактичность - общительность

- гуманность, человечность - требовательность - справедливость

- принципиальность - честность - уравновешенность, выдержка

- оптимизм, чувство юмора - коммуникативная компетентность

- организаторские способности

Рефлексия: Анализируя ответы групп, можно утверждать, что у педагогов сформирована личностно – ориентированная позиция по отношению к детям, что говорит о наличии у педагогов качеств, определяющих ценностное отношение к детям. (слайд 7)

Ведущий: Следующий аспект в составе профессиональных ценностных ориентаций – «качества личности педагога, определяющие ценностное отношение к своей профессиональной деятельности» (слайд 8, заголовок).

5. Групповая работа «Иерархия качеств».

Цель: развитие профессионального самосознания; актуализация группового взаимодействия.

Время: 7 минут.

Необходимый материал: два набора карточек, магнитные доски, магниты.

Ведущий: Каждая группа получает набор карточек, на которых записаны качества, определяющие ценностное отношение педагога к своей профессиональной деятельности. В течение 5 минут группы обсуждают и распределяют в порядке значимости данные качества и помещают их на магнитные доски.

Представители обеих команд размещают карточки на магнитных досках, озвучивают результаты.

Ведущий: Просим обратить внимание на слайд (слайд 8, содержание, на котором представлены данные качества:

- профессиональная работоспособность, трудолюбие

- точность, организованность

- социальная ответственность, добросовестность

- увлеченность педагогическим трудом

- активность, инициатива

- творчество в профессиональной деятельности

- настойчивость, целеустремленность

- психолого-педагогическая компетентность

- специальные знания по предмету

- методическая компетентность

Рефлексия: Упражнение носит «провокационный» характер. Вряд ли можно считать одни качества более значимыми, чем другие. Важно, чтобы все эти качества гармонично сочетались в личности педагога. (слайд 9)

Ведущий: «Качества личности педагога, характеризующие ценностное отношение к себе как педагогу» - менее осознаваемый аспект в профессиональных ценностных ориентациях педагога, он включает в себя (слайд 10) следующий список качеств:

- уверенность в себе

- самокритичность, требовательность к себе

- готовность к рефлексии

- стремление к самосовершенствованию

- стремление к самореализации

- умение работать над собой

Ведущий: Осмыслению ценностного отношения к себе, как педагогу, посвящены упражнения, которые подготовили для Вас социальный педагог и педагог – психолог.

6. Упражнение «Я – профессионал».

Цель: осознание собственных профессиональных качеств; снятие психоэмоционального напряжения.

Время: 7 минут.

Необходимый материал: листы бумаги небольшого размера на каждого участника.

Ведущий: Предлагаем участникам тренинга написать на карточке своё имя и передать её педагогу, который находится справа от вас. Педагог, получивший карточку, подбирает одно профессиональное качество, характерное для владельца имени и передаёт карточку дальше. Следующий педагог повторяет те же действия.

Карточка по кругу возвращается владельцу со списком профессиональных качеств.

Рефлексия: Каждому педагогу предлагается выбрать и зачитать то качество (или качества, которое в полной мере ему соответствует. Можно отметить качество, которое в данном списке его удивило.

Ведущий: Выполнив предыдущее упражнение, Вы получили «профессиональный портрет», составленный Вашими коллегами. Следующее задание поможет Вам самим осознать, выделить свои сильные профессиональные качества.

7. Упражнение «Мои сильные профессиональные качества».

Цель: выработка позитивного самоотношения; формирование уверенности в своих силах.

Время: 5 минут.

Ведущий: Просьба к каждому участнику назвать одно или более профессиональных качеств, которые вы принимаете в себе, цените, которое даёт Вам чувство внутренней свободы и уверенности.

Фразу можно начать так «Профессиональное качество, которое я ценю в себе - это…». На подготовку ответа даётся 1 минута.

Важно говорить прямо, уверенно, без «если» и «может быть».

Рефлексия: Несомненно, что педагогу необходимо быть самокритичным, требовательным к себе. Но умение осознавать и признавать свои сильные профессиональные качества придают педагогу уверенности в себе.

8. Упражнение «Без маски».

Цель: развивать навыки рефлексии; способствовать выражению чувств, потребностей, мыслей (в том числе подавляемых).

Время: 7- 10 минут.

Необходимый материал: комплект карточек, с незаконченными фразами, поднос.

Содержание карточек:

Особенно мне нравится, когда мои коллеги…

Мне трудно преодолеть в себе…

Меня огорчает то, что я в своей работе…

Когда в работе сталкиваюсь с трудностями, я …

В своей профессиональной деятельности я всегда стремлюсь…

Верю, что я ещё…

Мне особенно приятно, когда меня…

В моей работе мне с лёгкостью удаётся…

Я уважаю педагогов, которые…

В своей работе я стараюсь избегать…

У меня вызывает сожаление…

Я не успокаиваюсь до тех пор…

Если я вижу недостатки в работе у других педагогов…

Я прилагаю много усилий для того, чтобы…

У меня хорошо получается…

Я очень внимательно отношусь…

Я думаю, что у меня есть склонность…

Я испытываю беспокойство, когда…

Авторитет педагога возрастает, когда…

В своей работе я получаю удовольствие от возможности…

Я высоко оцениваю своё умение…

Моё самоуважение возрастает, если я…

Я чувствую себя не совсем уверенно…

Ведущий: Перед Вами набор карточек. Выберите любую и без предварительной подготовки продолжите фразу, начало которой написано на карточке. В ответах нужно отразить Ваше отношение к профессиональной деятельности и отношение к себе, как педагогу. Первый приходящий на ум ответ считается самым искренним, верным.

Если ответ вызывает затруднение, можно поменять карточку.

Рефлексия: Ответы отражают Ваши профессиональные ценностные ориентации.

Данное упражнение помогло выявить у Вас такое профессионально необходимое качество как «готовность к рефлексии».

9. Завершение работы. (слайд 11)

Ведущий: Наличие у педагога профессионально-значимых ценностных ориентаций обеспечивает его добросовестное отношение к делу, побуждает к поиску, творчеству, совершенствованию, и компенсирует недостаточный опыт молодых педагогов. Профессиональные ценностные ориентации позволяют выстроить в сознании педагога индивидуальную модель своей деятельности, которая становится ориентиром в профессиональном самосовершенствовании.

Подводя итоги, нам будет интересно узнать Ваше мнение о практической значимости сегодняшней встречи. Просим Вас заполнить карточки «обратной связи».

Содержание карточки:

• Тренинг помог мне осознать, что.

• Ваше мнение (рекомендации) о проведённой консультации.

Консультацию подготовили и провели:

социальный педагог : Свешникова И. Б. ,

педагог – психолог : Аксёнова Ю. А.

Публикации по теме:

Презентация «Вода, вода — кругом вода». Развитие познавательного интереса к миру природы,формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для.

Роль семьи в социализации личности ребёнка. Основным эффектом социализации является такое целостное образование как направленность личности:её ведущие мотивы,интересы,убеждения,определяющие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Осмысление педагогами профессиональных ценностных ориентаций»
Опубликовано: 3 февраля 2015 в 08:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД