Лучший педагог года

Консультация «Основные причины возникновения речевой патологии у детей»

Малясова Елена Александровна
Консультация «Основные причины возникновения речевой патологии у детей»

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятными воздействиями.

Основные причины патологии детской речи следующие.

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновение речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы, несовместимость крови по резус-фактору. Инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности могут приводить к нарушению маточно-плацентарного кровообращения, к расстройству питания и к кислородному голоданию плода. В результате этого при доношенной беременности ребенок рождается незрелым, с ослабленной нервной системой. Нарушения внутриутробного развития плода могут возникнуть в связи с вирусными заболеваниями, причем лекарственных препаратов, радиацией, алкоголизмом и курением во время беременности.

Публикация «Консультация „Основные причины возникновения речевой патологии у детей“» размещена в разделах

2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка в зависимости от времени воздействия, и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, кишечные энцефалиты и разные желудочно-кишечные расстройства, нарушение облика веществ, рахит.

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к макросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

В основе созревания функциональной речевой системы лежит поступление из внешнего мира разнообразных сигналов, прежде всего речевых. Источником речевых сигналов является взрослый, который общается с ребенком. В связи с этими роль речевого окружения и речевого общения очень велико, и их недостаточность может быть одной и основных причин, нарушающих формирование речи.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значительным, проходить на эмоционально-положительном фоне речи и побуждать его к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор, необходимо, прежде прямое общение с взрослыми.

Развитие речи ребенка задерживается и нарушается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционального положительного окружения.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражания.

Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с родными, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д.) Это задерживает развитие речи, а иногда вызывает невротическое заикание, мутизм.

В развитии речевой функции выделяют три критических периода:

1. 1-2 год жизни, когда начинается речевое развитие, появляется потребность в общении. Любые, даже как будто незначительные, факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребёнка.

2. В три года, когда интенсивно развивается связанная речь, требуется большая согласованность в работе центральной нервной системы (речедвигательный механизм, внимание, память и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе ЦНС приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Всё это определяет ранимость речевой системы. Могут возникать заикания, мутизм, отставания речевого развития. Ребёнок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

3. Критический период 6-7 лет начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребёнка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности Е возникновении заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребёнка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства.

У девочек речь развивается раньше, чем у мальчиков. Речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола, что объясняется различиями развития правого и левого полушарий головного мозга.

Большое значение имеет ранняя диагностика аномальных развитий речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребёнка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживаются в ясельном и дошкольном возрасте, Ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В. Волина. Учимся играя. М., Новая школа, 1994.

2. Л. С. Волкова. Логопедия. М., Просвещение, 1998.

3. Т. Б. Филичева. Основы логопедии. М., Просвещение, 1998.

Публикации по теме:

Почему ребёнок плохо разговаривает? Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился.

Причины возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние условия. У детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Основные причины возникновения речевой патологии у детей»
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 21:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД