Консультация «Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей»

Ирина Гришина
Консультация «Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей»

Лишь при совместной работе с семьей по – настоящему правильно могут решаться вопросы воспитания и индивидуального подхода к детям. Жизнь маленького человека начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент физического, психологического и нравственного его развития. Взрослые заботятся о здоровье малыша, о его физическом и эмоциональном благополучии, поддерживают хорошее настроение, воспитывают нравственные качества. Воспитание ребенка начинается с рождения.

Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношениях людей друг к другу, о человеческих ценностях.

Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические знания родителей положительно влияют на развитие социальных и нравственных качеств ребенка.

Семья с только ей присущими психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка – определенное психологическое состояние, от которого зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому.

Воспитывая детей, педагогу необходимо познакомиться и с их семьями, с условиями их развития дома. Беседуя с близкими ребенка, воспитатель составляет свое мнение о том, каково истинное положение ребенка в семье, как относятся к нему близкие: любят ли его, внимательны ли к его интересам, проявляют ли уважение и требовательность или идут у него на поводу; какие взаимоотношения характерны для взрослых данной семьи; какие настроения преобладают и выявляются при общении членов семьи друг с другом.

Воспитатель интересуется также тем, кто больше уделяет внимание малышу; какое содержание несет ребенку общение со взрослыми дома; к кому обращается за сочувствием, если терпит неудачу, за советом и за помощью, если чем-то занят, с просьбой почитать, объяснить, рассказать, погулять.

Знакомясь ближе с семьями своих воспитанников, особенно тактично и чутко следует обращать внимание родителей на некоторые физические недостатки тех детей, у кого они обнаружены.

Большое внимание воспитателю следует уделять особенностям нервно-психического развития детей и их эмоциональным индивидуальным особенностям. Эти особенности заслуживают пристального внимания родителей. Для того, чтобы уточнить свои наблюдения и составить представление о ребенке, его родителям можно задать следующие вопросы.

Охарактеризуйте сон, аппетит и эмоциональное состояние вашего ребенка:

1. а) как он засыпает: быстро или медленно, требует ли, чтобы с ним сидели, чтобы не гасили свет и т. п. ;

б) как спит: крепко, спокойно или мечется, вскрикивает, плачет, разговаривает во сне;

в) как просыпается (сразу или нет, в каком настроении: веселый, спокойный, раздражительный, в слезах.

2. а) как он ест: охотно или нет, выбирает пищу или нет;

б) быстро ест или медленно;

в) как предпочитает есть: сам или с помощью взрослых;

г) как действует похвала или порицание, или ваша оценка ничего не меняет.

3. Замечаете ли вы проявление страха у вашего ребенка:

а) а темной комнате;

б) при наказаниях, окриках, недовольстве взрослым его поведением или при других обстоятельствах. (Каких)

в) как проявляется страх: ребенок плачет, убегает, зовет взрослых, справляется с этим сам. (Как)

4. Чему радуется ваш ребенок и что вызывает его огорчение, недовольство, обиду; какова длительность его переживаний.

5. Умеет ли ребенок выразить сочувствие своим близким.

6. Какие эмоции наблюдаются в его игре, как он их проявляет: жалеет или наказывает куклу, доброжелателен он или нет к сверстникам.

7. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед родителями, братьями или сестрами, перед сверстниками.

8. Какими способами отстаивает свои интересы: находит аргументы, упрашивает, требует, плачет.

Очень часто выявляется, что у ребенка разное положение в детском саду и в семье: в семье оно чрезмерно и не всегда заслуженно высокое, а в группе детского сада среди сверстников – низкое. Такое положение возникает вследствие неправильного использования родителями такого мощного средства воздействия на ребенка, как оценка.

Высоко оценивая и поощряя успехи своего ребенка, родители в то же время не всегда стараются исправить его недостатки, среди которых могут оказаться весьма существенные, например такие физические недостатки, как плохая артикуляция и моторика. При этом ребенку с неразвитой моторикой, мелкой мускулатурой часто помогают размягчать пластилин, лишая тем самым его слабые, неловкие пальцы необходимой тренировки.

Налаживанию контактов мешает также отсутствие у ребенка в раннем детстве необходимых ему навыков общения со сверстниками, которое обнаруживается в тех семьях, где не слишком общительные родители (или неполные семьи, в которых одна мама воспитывает ребенка) гулять со своим ребенком вдалеке от людных мест и от других детей. Конечно, ребенок может заменить матери любое интересное общество, ей приятно проводить время с ним свободное время, она занимает его рассказами, развлекает, веселит, учит и искренне считает, что вполне заменяет ему общение с другими детьми.

Воспитатель должен обратить внимание родителей на то, как полезно их ребенку общение со сверстниками, так как лишь в коллективе у него вырабатываются способы общения. Ребенок учится вступать в контакт, прислушиваться к тому, что говорит сверстник, поддерживает с ним деловые отношения, отстаивает свои интересы. Понятно, что в этих случаях не всегда можно избежать ссоры между детьми, зато они учатся уступать друг другу и мириться, и, правило, у них возникает хорошее настроение, приподнятое эмоциональное состояние от совместной прогулки или игры месте. По известному выражению А. Сент – Экзюпери, единственная настоящая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. Однако умение общаться не всем дается легко. Люди учатся этому искусству раннего детства. Поэтому им и надо предоставить эту возможность.

Обращая внимание родителей на то, как трудно складываются отношения их ребенка со сверстниками в детском саду, воспитатели нередко обнаруживают черты в разной степени выраженной замкнутости у самих родителей. Некоторые из них интересует лишь узкий мир их семьи. Пребывая в замкнутом мире родственных отношений, они не проявляют интереса к «чужим» и, следовательно, не могут привить такого интереса своим детям. Другие, еще более замкнутые люди сосредоточены почти целиком на своих личных делах, интересах и переживаниях. Они не проявляю, как правило, внимания к членам своей семьи, не выражают эмоционального отношения к детям. Дети из таких семей часто отличаются застенчивостью и некоторой эмоциональной холодностью, неумением выразить свои чувства к сверстникам и получить ответное чувство.

Неспособность контактировать со сверстниками чрезвычайно обедняет жизненный опыт ребенка, делает его одиноким среди детей. Его внимание чаще фиксируется на отрицательных поступках других детей. Для такого ребенка характерна неразвитость эмоционально-нравственных основ социального поведения. Страстно желая видеть своего ребенка умным, развитым, некоторые родители необоснованно навязывают смотреть трудные для детского восприятия телепередачи. Навязывают положительные оценки персонажей, непонятных ребенку, и в тоже время подчеркнуто отрицательно относятся к любимым персонажам своих детей, к их предпочтениям.

Воспитатель в таких случаях в тактичной форме может напомнить родителям о возрастных рамках, выходить за которые не всегда полезно, особенно если у ребенка слабая нервная система. Если он быстро утомляется, не переносит сильных раздражителей, пугается незнакомых людей и избегает новизны.

Непонимание внутреннего мира своего ребенка часто наблюдается у тех родителей, которые руководствуются в воспитании детей у тех родителей, которые руководствуются в воспитании детей исключительно соображениями долга. Они не считаются с переживаниями ребенка, а требуют лишь безоговорочного послушания. При этом, как правило, они делают ребенку замечания в резкой форме раздражительным тоном, особенно если ребенок сопротивляется их требованиям. Однако ответом на это у ребенка возникает ярко выраженный негативизм на непосильные требования и чрезмерные огорчения, которые в отдельных случаях могут привести к невротическим реакциям и к неврозам.

Сопротивление ребенка требованиям родителей и его недоверие к их словам и действиям может закрепиться в связи с каким-либо случаем, являющимся как бы «последней каплей в чаше терпения». В таком случае негативизм ребенка был закреплен в связи с тем, что родители последовательно убирали из дома его любимые, но на вид непривлекательные игрушки, портившие интерьер, а затем и живого хомячка или котенка, поскольку они требуют ухода. Изгнание из дома любимых игрушек и животного обернулось невосполнимой потерей. Спустя время ребенок се еще вспоминает о животном.

Таким образом, незаметная для родителей грубая педагогическая ошибка привела к трудно исправимым последствиям, к нарушению гармонии между воображаемыми и практическими действиями. У ребенка появились невротические реакции, а также изменились некоторые черты характера: к семи годам обнаружились жестокость, угрюмость, нетерпимый тон в обращении с родителями.

Воспитателю в работе с семьями особенно важно вызвать и поддержать теплое, чуткое и эмоциональное отношение родителей к ребенку, пробудить интерес к внутреннему миру маленького человека, подчеркнуть его достоинства, убедить их в том, что каждый ребенок, прежде всего, нуждается в душевной теплоте и защите, и. содержательном общении.

Работая с родителями, воспитатель должен учитывать, что отец и мать подчас субъективно и односторонне оценивают ребенка и свои взаимоотношения с ним. Важно помочь родителям глубже понять своего ребенка, его индивидуальные особенности и в то же время уточнить причины скрытых конфликтов.

Разговор с родителями «трудных» детей в детском саду не следует начинать с замечаний их ребенку, его лучше вести наедине. Но даже в этих условиях недопустимо делать замечания в грубой, нетактичной форме.

Родителям нужно показать, что развитие чувств детей не должно идти стихийным путем. В небольшой степени оно должно определяться их воспитательными воздействиями, которые зависят от ценностных ориентаций семьи, от стиля взаимоотношений и отношений к окружающим. И хотя детские чувства изменчивы и ситуативны, им свойственно закрепляться.

Таким образом, работая с семьей, воспитатель предлагает родителям:

узнавать своего ребенка – его достоинства и слабости, к чему он стремится и чего избегает;

развивать его всесторонне – физически, нравственно, умственно, эстетически;

помнить, что полноценное развитие невозможно без целенаправленного и систематического воспитания его эмоций и чувств.

Публикации по теме:

Сообщение из опыта работы для круглого стола: «Современные аспекты взаимодействия ДОУ и семьи» 1. Значение работы с родителями. В настоящие время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов ДОУ с родителями, которое предполагает.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Консультация «Особенности работы воспитателя с семьями эмоционально неблагополучных детей»
Опубликовано: 22 января 2014 в 19:59
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Проект «Новый год у ворот» для воспитанников старшей группы
Цель проекта: Познакомить детей с историей Нового года, его особенностями и значением в жизни людей, приобщать к культуре новогоднего праздника, его...