Консультация педагога-психолога ДОУ «Как проводить анализ детского рисунка»

Анна Кривоношкина
Консультация педагога-психолога ДОУ «Как проводить анализ детского рисунка»

1. Главное, что нас интересует в детском рисунке, - это то, какое настроение, чувство он вызывает. Качество изображения никакой роли не играет. Постарайтесь проникнуться духом изображаемого на листе. Если это удастся, вы поймете об авторе рисунка гораздо больше, чем он мог бы рассказать. Отслеживайте, какие эмоции возникают у вас при рассматривании изображения. Скорее всего эти же чувства испытывал и автор рисунка.

2. Обратите внимание на цвета, которые выбирает ребенок. Преобладание черного (при наличии карандашей, красок, фломастеров и других цветов, конечно) говорит о подавленности, возможных переживаниях. Преобладание красного цвета сигнализирует о возбужденности, тревоге, переживании гнева, возможно, агрессии.

3. Дополнительную информацию даст нам обратная сторона листа. Переверните лист изнаночной стороной наверх. Если вы видите отпечаток от карандаша, ребенок рисовал с сильным нажимом. Это говорит о напряжении, испытываемом им. Возможно, с особым нажимом были выполнены только определенные фигуры. Это говорит о конфликте, связанном именно с этими фигурами. Помарки, стирания, зачеркивания свидетельствуют об этом же.

4. Благоприятной ситуацией считается, если рисунок определяется хорошим качеством линий, адекватным распределением объектов на листе, если нет показателей враждебности, преобладанием людей на рисунке, отсутствием штриховки.

5. О наличии тревожности указывают двойные или прерывистые линии, стирания, штриховка, подчеркивания отдельных деталей и преувеличенное внимание к ним, нажим, если есть линия основания – пол или линия над рисунком, множественные изображения вещей.

6. О наличии враждебности говорит, если фигура одна выполнена на двойном листе, занимает агрессивную позицию, изображения могут быть зачеркнуты или деформированы, рисунок человека изображен спиной или имеет обратный профиль.

7. Чувство неполноценности ребенка вызвано, если автор рисунка непомерно маленький, фигуры очень малы и расположены на нижней части листа, линии слабые и прерывистые.

8. Попросите ребенка рассказать о том, кто или что изображен (изображено). Задавайте наводящие вопросы, чтобы малыш поподробнее рассказал о персонажах, изображенных на листе. При формировании вопросов используйте волшебное слово «как будто», которое мгновенно переносит в мир игры и фантазии. Например: «А кто это вот здесь, в уголочке? Это он как будто что делает? А он о чем как будто думает сейчас? Что ему нравиться?» и т. п.

Список используемой литературы:

1. Психологические рисуночные тесты. А. Л. Венгер, - М.: ВЛАЛОСС-ПРЕСС, 2005.

2. Мне страшно. Расскажи мне сказку. Сказки против страхов. Е. В. Чех, - Спб.: Речь, 2011.

3. Графические методы в психологической диагностике. Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина, - М.: Дидакт, 1992.

Публикации по теме:

Что должен уметь ребенок, поступающий в школуЧто должен уметь ребенок, поступающий в школу Консультация для родителей Всегда актуальная консультация для родителей Родители всегда торопятся, и мы решили сделать вот такую коротенькую,.

Мастер-класс «Рисование по камню» Рисование по камню - очень интересное и увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. В ДОУ можно применять как в НОД, так.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация педагога-психолога ДОУ «Как проводить анализ детского рисунка»
Опубликовано: 17 июня 2013 в 18:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Как похвалить ребенка
Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса....
Фотоотчет праздника «Помощники Мойдодыра»
Добрый день, уважаемые друзья и коллеги. Сегодня я хотел бы с вами поделиться тем, как прошло мероприятие "Помощники Мойдодыра" в рамках "Недели здоровья"....
Квест «Правила здоровья» в старшей группе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 4» ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА «ФАНТАЗИЯ» Квест «Правила...
Консультация для родителей «Как можно развивать память у детей»
Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может...
Мастер-класс для воспитателей «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры...
Мастер-класс для воспитателей. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» Музыка обладает...