Консультация по предмету «Абвгдейка»: «Использование игровых методов и приёмов в обучении детей грамоте в домашних условиях»

Елена Шуршина
Консультация по предмету «Абвгдейка»: «Использование игровых методов и приёмов в обучении детей грамоте в домашних условиях»

Цели:

• Ознакомить родителей с понятием «грамота», с компонентами, входящими в процесс обучения грамоте;

• рекомендации по проведению игр дома.

I. Организационный момент

• составление списка присутствующих на консультации;

• обозначение темы, целей консультации.

II. Основная часть.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть дети, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё до школы. Вы знаете, что требования начальной школы стали выше. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой. Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе. Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок до школы, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

- сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

- сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. уметь определять, где находится данный звук (начало, середина, конец, последовательно называть звуки в слове, уметь из отдельных звуков составить слово и т. д.

- знать термины: звук, слог, слово, предложение, гласные звуки, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие и уметь их дифференцировать.

- умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой

Занятия по обучению грамоте – одна из важных сторон работы с детьми в дошкольном возрасте. На занятиях дети овладевают навыками звукобуквенного анализа слов, анализа предложений. Это поможет им избегать ошибок при чтении и на письме в школе, сформирует навык речевого самоконтроля, что позволит благоприятно адаптироваться к школьной жизни. Игра - одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие всех познавательных процессов.

Детям очень сложно усвоить такие понятия, как речь, предложение, слово, слог, буква, звук.

На помощь приходят игры. Для выработки практического навыка деления слов на слоги рекомендую проводить с детьми следующие игры:

«Договори слово», «Магнитофон», «Кто больше?», «Добавь слог». Взрослый произносит первый слог, а дети – второй (ши-на, ми-на, пе-на, сум-ка).

«Эхо» дети повторяют вторую половину слова (неза-будка, дети – будка-будка; бала-лайка, дети – лайка-лайка и т. д., или произносят слово, отсекая первый звук (смех-мех, экран-кран, олень-лень, клещ-лещ, коса-оса).

«Где спрятался звук?», «Какой звук заблудился?», «Чей голосок?», «Живые буквы», «Кто больше?» - эти игры развивают фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова.

«Какие звуки потерялись? («Р», «Л»)».- Землю роет старый к…от (крот, под землёю он живёт. - Прыгал птенчик по дорожке, и клевал большие к…ошки (крошки).- В зоопарке живёт с…он (слон, словно дом, огромен он.

В игре «Наоборот» дети закрепляют слова антонимы: Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь … (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь … (близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты … (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,-

Ну, отвечай … (конец!

«Закончи предложение» дети учатся строить полные, логически завершённые предложения, поочерёдно удлиняя предложение на одно слово.

«Цепочка слов» развивается фонематический слух, активизируется словарь. Ребёнок называет слово, взрослый изменяет лишь один звук в предыдущем слове. Например: мышка – мишка – мошка – кошка – корка; форма – ферма – фирма.

Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка.

Игры, способствующие запоминанию букв

1. Игра «Покажи букву»

Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.

Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

2. Игра «Найди и назови букву»

Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф»«ш», «стол»«с», «тумба»«т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить: мамы, папы, брата. Например: «Алла»«А», мама, «Коля»«К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.

Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота.

Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

3. Игра «Архитектор»

Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.

4. Игра «Дорисуй букву»

Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

5. Игра «Узнай букву»

Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

6. Игра «Что неправильно»

Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

7. Игра «Найди и подчеркни»

Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.

8. Игра «Алфавитный дартс»

Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.

9. Игра «Магнитная азбука»

Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»

10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.

«Кто больше придумает слов?» проводится с читающими детьми. Она активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы. Например: слово грамотей - герой, море, тема, март, рот, гора, маг, торг, гам.

«Сложи словечко» помогает детям увидеть какие два слова спрятались в одном. Самолёт – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосёт и т. д.

Таким образом, игр и разных заданий, создание игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки.

Для детей дошкольного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, серьёзная форма воспитания. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

При правильной организации работы, интересном и разнообразном проведении занятий, мы сможем совместно с вами хорошо подготовить детей к школе.

Рекомендации:

1. Развивать творческий потенциал ребёнка в процессе игры.

2. Играть вместе с ребенком, быть в игре равноправным партнером.

1. 3. Не выполнять за ребёнка задания, давать возможность ребёнку самому справиться с трудностями, оказывать помощь незаметно, проявлять терпение.

2. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы

3. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.

4. Максимальная продолжительность занятий для 6-7летних детей составляет 30-35 минут.

5. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

6. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребёнку.

7. 9. Вооруженные всеми этими знаниями и умениями вы легче осилите дорогу к школе. Это поможет вам избежать ошибок при чтении и письме.

И главное, помните – все чему вы научите ребёнка, поможет ему быть успешным в школе.

III. Заключение. Ответы на вопросы.

Публикации по теме:

Календарное планирование «Папок–передвижек» по развитию речи дошкольников Сентябрь Темы: Выявление потребностей родителей по вопросам обучения детей дошкольного возраста основам грамоты - все возрастные группы.

Консультация для родителей по предмету «Абвгдейка» «Звуки русского языка. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные. Графическое обозначение.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация по предмету «Абвгдейка»: «Использование игровых методов и приёмов в обучении детей грамоте в домашних условиях»
Опубликовано: 2 января 2014 в 17:05
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при...
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса и содержанию работы...
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
Мастер-класс «Новогодний петушок — символ года» (старшая группа)
Символ 2017 года. Поднял головку Петушок, Распустил свой гребешок. Статная походка, Красная бородка. На снежинку гордо сел И на елку полетел....
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...