Консультация по развитию речи. «Ребенок и семья»

Нина Скворцова
Консультация по развитию речи. «Ребенок и семья»

Консультация для родителей

детей дошкольного возраста

по развитию речи.

«Ребенок и семья»

В практике иногда можно заметить, что иногда умственно и нор-мально развивающиеся Дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят; не всегда правильное произношение наблюдается также у ре-бенка, который по каким-либо причинам пропустил много занятий по развитию речи в детском саду. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Современное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу — для усвоения школьной программы.

Произносительная сторона речи в основном формируется в дош-кольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произношении слов, в правильном исполь-зовании интонационных средств выразительности, учит их говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать и о том, что ребенок много времени находится вне стен детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т. д. В общении с окружающими обогащается его словарь. Малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы, выска-зывать свое мнение по тем или иным вопросам. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дош-кольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства — школе, знаний некоторых методичес-ких приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей — все это, несомненно, поможет родителям организовать рече-вые занятия и дома, в условиях семьи.

С целью формирования речи ребенка в семье надо заучивать с деть-ми постоянно загадки, пословицы, потешки, стихи; а с целью упражнения ребенка в четком произнесении звуков и слов — чистого-ворки, скороговорки, а также регулярно читать книги, чтобы малыш в процессе таких занятий дома не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.

В процессе занятий с детьми в условиях семьи надо учитывать и то, что овладение правильным произношением звуков и других сто-рон звучащей речи не у всех детей идет равномерно.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и т. д. Чобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за сос-тоянием и развитием зубочелюстной системы, во время обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ре-бенок должен прежде всего услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормального восприятия речи. Поэ-тому важно обращать внимание родителям на роль слуха в развитии речи ребенка. Необходимо оберегать его от постоянных сильных зву-ковых воздействий (включенные радио, телевизор на полную гром-кость, а при заболеваниях органов слуха — на своевременное лечение, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Следует родителям беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать его дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Важное значение в усвоении и в правильном произношении зву-ков и слов отводится состоянию и сформированности фонематичес-кого восприятия.

Благодаря ему ребенок способен отличать одни звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак — лак, том — дом. каждая фонема имеет определенные, только ей присущие акустические свойства, признаки. Речевой звук (фонема, как наи-меньшая единица речи, сам по себе не несет никакой смысловой наг-рузки, но он является основным строительным материалом слова, от правильности и четкости произношения которого зависит чистота речи, правильное ее понимание слушателями. Чтобы овладеть пра-вильным звукопроизношением чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется.

Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, зас-тавлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые и силу неподготовленности артикуляционного аппара-та ему еще не доступны (например, в 2-3 года правильно произно-сить шипящие, звук р, читать художественные произведения, пред- назначенные детям школьного возраста. Перезагрузка ребенка непо-сильным для него речевым материалом (например, к заиканию, не-правильному формированию звуков — боковые шипящие, горловое произнесение звука р и др.).

Надо помнить, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладению речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой сре-ды. Поэтому так Важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом сле-дили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили звуки и слова спокойным, приветливым тоном (надо учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспримет, так и будет произносить). Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также невнимательно относится к своему высказыванию, не заботится о том, как «его речь воспринимается слушателем.»

Нередко причиной правильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Важно, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай», сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст - будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными или ласка-тельными суффиксам, а также произнесение недоступных для пони-мания слов, слов, сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребе-нок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует пе-редразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить его за такие успе-хи. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Поэтому очень важно знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно, объяснять, что неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапов связано с физи-ологическими особенностями развития детской речи. Это необходимо для того, чтобы вовремя обнаружить недостатки произношения, опре-делить их от несовершенства звукопроизношения и своевременно принять меры к их исправлению.

В нашей стране широко развита сеть оказания помощи детям, страдающим различными нарушениями речи. Исправление речевых недостатков осуществляется в специальных детских учреждениях: в яслях, детских садах, в стационарах при детских больницах и детских психоневрологических диспансерах. При некоторых дефектах такая помощь оказывается начиная с двухлетнего возраста. Исправление недостатков произношения звуков осуществляется в логопедических кабинетах при детской поликлинике по месту жительства. Занятия по воспитанию правильной речи проводятся специалистом — логопе-дом.

Но некоторые недостатки произношения звуков, неточности в упот-реблении детьми слов легко устранить, и доступно это не только вос-питателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, ког-да он не правильно произносит тот или иной звук или слово, но дела-ют это не всегда верно. Но к исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не приводит к положительному результату, а иногда ведет к тому, что малыш старается не употреблять его, заменяя другим, порой неудачным, или вообще отказывается говорить, замы-кается. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, в доброжела-тельном тоне. По возможности не надо повторять неправильно произ-несенное ребенком слово. Лучше дать правильный образец его произ-ношения. Например, ребенок научился правильно произносить звук р, но употребляет его не всегда или не во всех словах. «Сегодня «холошая» погода», - говорит Костя (5 лет, 3 месяца). В данном случае взрослый может сказать: Костя, как надо сказать: Хорошая», выделив голосом это слово; или: «Ты умеешь произносить р, а в слове хорошая ты произнес его неверно. Скажи слово так, чтобы ясно было слышно в этом слове р: «хорррошая».

Ошибки в произнесении слов могут выражаться не только в непра-вильном звукопроизношении, но и в несоблюдении норм литерату-рного произношения (например, неправильное употребление ударе-ния, в лексической неточности грамматической правильности. Окса-на( 4 года 11 месяцев) говорит маме: «Они звонят, звонят, а им не от-крывают». Чтобы исправить, а потом и закрепить правильное произ-ношение этого слова, можно предложить девочки в игровой форме неоднократно произнести его верно, например в игре «телефон», ког-да это слово в игре неоднократно повторяется (кукла звонит, мишка звонит, и т. д.)

Занимаясь с ребенком, скажем 5-7 лет, дома, читая ему книгу, рас-сматривая иллюстрации, родители должны предлагать ему переска-зать содержание сказки, рассказа, ответить, что изображено на кар-тинке. Дети легко справляются с этим заданием, но в своем рассказе иногда допускают речевые ошибки. В таких случаях в ходе высказывания перебивать ребенка не следует, надо дать ему возмож-ность завершить задание, а затем, запомнив неточности в его речи, указать на ошибки, дав правильный образец.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по обучению детей правилам дорожного движения Анкета для родителей по обучению детей правилам дорожного движения. 1. На Ваш взгляд, с какого возраста нужно обучать детей правилам дорожного.

Анкета для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Анкета для воспитателей на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»1. Проводите ли Вы мероприятия для развития мелкой.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Земноводные, рептилии
  • День семьи
Автор публикации:
Консультация по развитию речи. «Ребенок и семья»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 19:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Корзинка в стиле фурошики
В настоящее время модным веянием стало упаковка подарков в стиле фурошики. В такую декорированную корзиночку можно поместить любой подарок, в нашем случае -...
Фотоотчет о встрече с инспектором ГИБДД
В рамках профилактического мероприятия "Неделя безопасности" в МАДОУ №66 "Забавушка" г. Нижневартовска 29 марта состоялась встреча воспитанников...
Фотоотчет о совместном развлечении по ПДД в подготовительной и младшей группах
Задачи для детей подготовительной группы: Образовательные 1. Закрепить у детей знание правил дорожного движения. 2. Уточнить представления детей о...
Оформление помещения к празднику 8 Марта
Дорогие коллеги, в очередной раз представляю вам оценить мою уютную группу, которую я украшала к празднику всех женщин 8 МАРТА. Из цветной бумаги...
Опыта работы на тему «Ознакомление дошкольников 6-го года жизни с пейзажной живописью»
Одно из незаменимых средств формирования духовного мира детей и пробуждения в них творческого начала является живопись. Живопись – это один из видов...