Консультация по развитию речи. «Ребенок и семья»

Нина Скворцова
Консультация по развитию речи. «Ребенок и семья»

Консультация для родителей

детей дошкольного возраста

по развитию речи.

«Ребенок и семья»

В практике иногда можно заметить, что иногда умственно и нор-мально развивающиеся Дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят; не всегда правильное произношение наблюдается также у ре-бенка, который по каким-либо причинам пропустил много занятий по развитию речи в детском саду. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Современное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу — для усвоения школьной программы.

Произносительная сторона речи в основном формируется в дош-кольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произношении слов, в правильном исполь-зовании интонационных средств выразительности, учит их говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать и о том, что ребенок много времени находится вне стен детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т. д. В общении с окружающими обогащается его словарь. Малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы, выска-зывать свое мнение по тем или иным вопросам. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дош-кольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства — школе, знаний некоторых методичес-ких приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей — все это, несомненно, поможет родителям организовать рече-вые занятия и дома, в условиях семьи.

С целью формирования речи ребенка в семье надо заучивать с деть-ми постоянно загадки, пословицы, потешки, стихи; а с целью упражнения ребенка в четком произнесении звуков и слов — чистого-ворки, скороговорки, а также регулярно читать книги, чтобы малыш в процессе таких занятий дома не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.

В процессе занятий с детьми в условиях семьи надо учитывать и то, что овладение правильным произношением звуков и других сто-рон звучащей речи не у всех детей идет равномерно.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и т. д. Чобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за сос-тоянием и развитием зубочелюстной системы, во время обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ре-бенок должен прежде всего услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормального восприятия речи. Поэ-тому важно обращать внимание родителям на роль слуха в развитии речи ребенка. Необходимо оберегать его от постоянных сильных зву-ковых воздействий (включенные радио, телевизор на полную гром-кость, а при заболеваниях органов слуха — на своевременное лечение, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Следует родителям беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать его дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Важное значение в усвоении и в правильном произношении зву-ков и слов отводится состоянию и сформированности фонематичес-кого восприятия.

Благодаря ему ребенок способен отличать одни звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак — лак, том — дом. каждая фонема имеет определенные, только ей присущие акустические свойства, признаки. Речевой звук (фонема, как наи-меньшая единица речи, сам по себе не несет никакой смысловой наг-рузки, но он является основным строительным материалом слова, от правильности и четкости произношения которого зависит чистота речи, правильное ее понимание слушателями. Чтобы овладеть пра-вильным звукопроизношением чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется.

Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, зас-тавлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые и силу неподготовленности артикуляционного аппара-та ему еще не доступны (например, в 2-3 года правильно произно-сить шипящие, звук р, читать художественные произведения, пред- назначенные детям школьного возраста. Перезагрузка ребенка непо-сильным для него речевым материалом (например, к заиканию, не-правильному формированию звуков — боковые шипящие, горловое произнесение звука р и др.).

Надо помнить, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладению речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой сре-ды. Поэтому так Важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом сле-дили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили звуки и слова спокойным, приветливым тоном (надо учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспримет, так и будет произносить). Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также невнимательно относится к своему высказыванию, не заботится о том, как «его речь воспринимается слушателем.»

Нередко причиной правильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Важно, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай», сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст - будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными или ласка-тельными суффиксам, а также произнесение недоступных для пони-мания слов, слов, сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребе-нок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует пе-редразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить его за такие успе-хи. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Поэтому очень важно знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно, объяснять, что неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапов связано с физи-ологическими особенностями развития детской речи. Это необходимо для того, чтобы вовремя обнаружить недостатки произношения, опре-делить их от несовершенства звукопроизношения и своевременно принять меры к их исправлению.

В нашей стране широко развита сеть оказания помощи детям, страдающим различными нарушениями речи. Исправление речевых недостатков осуществляется в специальных детских учреждениях: в яслях, детских садах, в стационарах при детских больницах и детских психоневрологических диспансерах. При некоторых дефектах такая помощь оказывается начиная с двухлетнего возраста. Исправление недостатков произношения звуков осуществляется в логопедических кабинетах при детской поликлинике по месту жительства. Занятия по воспитанию правильной речи проводятся специалистом — логопе-дом.

Но некоторые недостатки произношения звуков, неточности в упот-реблении детьми слов легко устранить, и доступно это не только вос-питателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, ког-да он не правильно произносит тот или иной звук или слово, но дела-ют это не всегда верно. Но к исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не приводит к положительному результату, а иногда ведет к тому, что малыш старается не употреблять его, заменяя другим, порой неудачным, или вообще отказывается говорить, замы-кается. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, в доброжела-тельном тоне. По возможности не надо повторять неправильно произ-несенное ребенком слово. Лучше дать правильный образец его произ-ношения. Например, ребенок научился правильно произносить звук р, но употребляет его не всегда или не во всех словах. «Сегодня «холошая» погода», - говорит Костя (5 лет, 3 месяца). В данном случае взрослый может сказать: Костя, как надо сказать: Хорошая», выделив голосом это слово; или: «Ты умеешь произносить р, а в слове хорошая ты произнес его неверно. Скажи слово так, чтобы ясно было слышно в этом слове р: «хорррошая».

Ошибки в произнесении слов могут выражаться не только в непра-вильном звукопроизношении, но и в несоблюдении норм литерату-рного произношения (например, неправильное употребление ударе-ния, в лексической неточности грамматической правильности. Окса-на( 4 года 11 месяцев) говорит маме: «Они звонят, звонят, а им не от-крывают». Чтобы исправить, а потом и закрепить правильное произ-ношение этого слова, можно предложить девочки в игровой форме неоднократно произнести его верно, например в игре «телефон», ког-да это слово в игре неоднократно повторяется (кукла звонит, мишка звонит, и т. д.)

Занимаясь с ребенком, скажем 5-7 лет, дома, читая ему книгу, рас-сматривая иллюстрации, родители должны предлагать ему переска-зать содержание сказки, рассказа, ответить, что изображено на кар-тинке. Дети легко справляются с этим заданием, но в своем рассказе иногда допускают речевые ошибки. В таких случаях в ходе высказывания перебивать ребенка не следует, надо дать ему возмож-ность завершить задание, а затем, запомнив неточности в его речи, указать на ошибки, дав правильный образец.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по обучению детей правилам дорожного движения Анкета для родителей по обучению детей правилам дорожного движения. 1. На Ваш взгляд, с какого возраста нужно обучать детей правилам дорожного.

Анкета для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Анкета для воспитателей на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»1. Проводите ли Вы мероприятия для развития мелкой.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Птицы
Автор публикации:
Консультация по развитию речи. «Ребенок и семья»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 19:45
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....
Внучке 1 год! (О личном и о творчестве)
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Кто следит за моими публикациями, возможно помнит как я обещала, что скоро мы будем творить, уже напару с...