Консультация. Подготовка детей к грамоте в условиях проектной деятельности.

Алла Коновалова
Консультация. Подготовка детей к грамоте в условиях проектной деятельности.

На современном этапе развития общества главной целью образования становится развитие личности ребенка, а затем уже передача знаний и социального опыта. Ребенку нужно помочь активизировать его познавательную деятельность, другими словами, ребенка научить добывать знания самостоятельно, создавая при этом определенную развивающую среду и условия.

На смену традиционным методам обучения и воспитания приходят новые инновационные технологии, способствующие развитию познавательной активности ребенка и развитию личности в целом.

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности (или метод проектов).

Работа над проектом предполагает:

1) комплексное применение необходимых знаний и умений из разных разделов образовательной программы;

2) получение конкретного результата в процессе совместной работы взрослых и детей над определенной практической проблемой.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он позволяет детям более глубоко узнавать окружающий мир, ориентироваться в нем, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектная деятельность носит личностно – ориентированный характер, поэтому, кроме того что ребенок узнает свойства предметов, он еще учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, получая опыт общения с группой и коллективом в целом. У ребенка появляется возможность получить более полную информацию о чем-либо.

Для педагогов работа в проекте требует другого подхода, перестройки мышления, умения создать ситуацию, выделить проблему, определить пути ее решения. Для самих детей, с точки зрения психологов, работа в проектной деятельности не требует каких-либо усилий, т. к. носит вполне естественный характер: дети от природы любознательны, активны, у них есть стремление к познанию, экспериментированию. Они любят проверять предметы на прочность и т. д.

Подготовка к обучению грамоте входит в область «Коммуникации», направление «Речевое». Проектная деятельность по ПДГ позволяет выявить проблемы звуковой, слоговой сторон речи и находить пути их решения. Работу надо строить на интересе детей и их опыте. Также как и в других областях, мы подводим детей к проблеме (ситуации, обозначаем тему, выясняем:

- Что мы уже знаем об этом?

- Что хотим узнать?

- Где можем это узнать?

Работа над проектом может длиться от одного дня и до того времени, пока проблема не будет изучена со всех сторон. Очень важно при этом широко использовать наглядность.

Говоря о наглядности, хочу познакомить Вас, уважаемые коллеги, с речевым пособием «Кольца Луллия».

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Для создания игрового занимательного пособия «Речевые круги» использовалась методика «Кольца Луллия» [«Обруч» №4, 2004г, Л. Логинова «Кольца Луллия»].

Пособие представляет собой круги (пластинки) закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4, 6, 8 секторов. Для изготовления пособия возьмите 2 прямоугольных куска картона шириной, равной диаметру ваших колец (пластинок, и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепите штыри. Вырежьте в верхнем прямоугольнике окошко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. При помощи данного пособия можно:

• развивать фонематические процессы;

• уточнять и активизировать словарный запас;

• совершенствовать слоговую структуру слова;

• автоматизировать звуки речи;

• формировать структуру предложений;

• совершенствовать развитие связной речи.

Это игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Нельзя не отметить универсальность игрового пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3-х до 7лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Использование «Речевых кругов» позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и сверстниками, на занятиях и в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Варианты колец каждый педагог может выбирать самостоятельно, придумывать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и сами дошкольники.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности «Игра «Бросай-ка». Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе Конспект образовательной деятельности на тему «Игра «Бросай - ка» (Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе) Задачи: Образовательные:.

Консультация для педагогов «Организация проектной деятельности в детском саду». Организация проектной деятельности в детском саду. Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения.

Консультация для родителей детей с ТНР «Подготовка руки дошкольника к письму» Консультация для родителей на тему «Подготовка руки дошкольника к письму». Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной.

Консультация для родителей «Подготовка к плаванию детей 3–5 лет» Плавание- навык, необходимый всем. Формировать его нужно в детстве. Напрасно родители сетуют на то, что детям негде плавать. Начинать учить.

Консультация для воспитателей по организации проектной деятельности «Типология проектов в ДОУ» Консультация для воспитателей по организации проектной деятельности: "Типология проектов в ДОУ" В практике современных дошкольных учреждений.

Консультация «Особенности проведения ОД совместно с родителями в дошкольном возрасте, как часть проектной деятельности» Работа с родителями является одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение.

Подготовка детей к обучению грамоте У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость к речи.

Подготовка детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Конспект №1 Пр. задачи: развивать интерес к слову, уметь выделять слова из речевого потока: слова разные, каждое имеет свой смысл; каждое.

Подготовка детей с ЗРР к инклюзивному обучению в условиях реабилитационного центра Современный мир развивается настолько быстро, что социальные требования к человеку непрерывно возрастают. Этот процесс касается и детей.

Семинар-практикум «Организация проектной деятельности в условиях детского сада» Цель: повышение профессиональной компетентности участников семинара через знакомство с методом проектов как средства развития творчества.

Автор публикации:
Консультация. Подготовка детей к грамоте в условиях проектной деятельности.
Опубликовано: 17 мая 2016 в 12:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Снова о переписке дошкольников на МAAM, или Доброго вам пути, дорогие выпускники!
Своей публикацией хотела вновь напомнить о замечательном проекте, дающем возможность дошкольникам переписываться, общаться, расширять кругозор. На днях...
Рекомендации для родителей «Польза мячей»
МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ МЯЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – КАКИЕ МЯЧИ НЕОБХОДИМО ПОКУПАТЬ РЕБЕНКУ? Для маленького ребенка мяч – это, в первую очередь, заряд позитива и радость...
Играем с пальчиками
1. Массаж ладоней и пальцев. Сорока – белобока Кашу варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Ты воды...
Проект по правовому воспитанию «Дети цветы — жизни»
Воспитатели средней группы «Непоседы» Мухаева Т. М, Алексеева А. С. Вид проекта: творчески - информационный. Продолжительность проекта: долгосрочный...