Консультация-презентация. Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?

Татьяна Медведева
Консультация-презентация. Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?

Консультация-презентация.

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?

Педагог-психолог:

Медведева Т. А.

Всё, что раздражает в других,

может вести к пониманию себя.

Карл Густав Юнг

Первый шаг на пути к развитию эмоционального интеллекта - это способность управлять своими негативными эмоциями.

Как подавление негативных эмоций влияет на человека?

Существует целая наука - психосоматика, изучающая влияние эмоций на здоровье человека. Выяснено, что подавленные негативные эмоции разрушают иммунитет, создают токсины в теле, что очень похоже на самоотравление. Они являются причиной дисбаланса, а также причиной множества заболеваний, как физических, так и психических.

Например раздражение меняет флору в желудочном пузыре, желчном протоке, тонком кишечнике, вызывает воспаление слизистой оболочки желудка и тонкой кишки.

В свою очередь, страх и беспокойство, меняют флору в толстой кишке, живот начинает вспучивать от газа, скопившегося в её складках, причиняя боль.

Подавление приводит к кошмарам, беспокойному сну, усталости и лени.

Каковы причины возникновения и подавления негативных эмоций?

Одна из самых распространённых причин возникновения негативных эмоций - это склонность практически половины населения земного шара к негативному мышлению.

Мысли о том, что вы "обязательно опоздаете", "не запомните", "проиграете", "не получите", "при этом ветре заболеете" или "не угодили", "не прошли", "не удивили", "всё могло быть лучше. ", "колготки порвались - карма. ", вас обрызгала машина - порча, сын подросток не пришёл в назначенное время - "попал под машину либо по уши в наркотиках"! Эх.

Вторая причина - это привычка переживать эмоции, вместо того, чтобы решать проблемы - мыслить и действовать.

Например: «Я буду страдать, я всё равно ничего не достоин/на! Я буду нести свою ношу, я выдержу!» Это обычная пассивность: "Так было, так есть и так и будет, потому что я не помню себя по-другому. "

В результате такого мышления ситуация снаружи не меняется, а негативные эмоции день за днем или год за годом только усиливаются.

Основная причина подавления негативных эмоций - это приобретённые или привитые семьёй интеллектуальные шаблоны о недопустимости переживания негативных эмоций (по моральным принципам). "Мужчинам плакать нельзя", "запрещено раскрываться перед посторонними людьми", "так делать не красиво", "так поступать аморально".

Одна из невидимых причин подавления негативных эмоций - это страх в чем-то признаться самому себе, страх или нежелание взять ответственность за свою жизнь : "Меня за этот поступок (ситуацию) не так оценят, могут унизить или наказать!" и т. д. Результат тот же самый - нежелательная ситуация снаружи не меняется, я с этим ничего не делаю, на этой почве негативные эмоции изо дня в день возникают и. круг замыкается.

«Наша норма»

Вы когда-нибудь смотрели на лица людей в общественном транспорте, едущих домой после рабочего дня? В "зеркалах человеческой души" так и отражаются злость, тревога, страх, уныние, беспокойство, волнение, обида, апатия.

И лишь 1-2 % пассажиров отличаются "неуместной" весёлостью (мы точно не знаем, пили они или нет) И затем, все эти люди, добравшись до дома, делятся со своими родными и близкими из самого сердца тем. тем что есть, тем и делятся.

К сожалению, такие состояния, являются привычными для среднестатистического человека на нашей планете. Мы так часто в них находимся, что даже не замечаем этого, считая, что всё нормально. Нормально, т. е. наша норма!

Самое неприятное, что в этих состояниях мы растим детей, учим их жизни, да просто позволяем им находиться в нашей атмосфере, забывая о том, что они всё с нас считывают, впитывают, как чистый лист промокашки. И какими же мы надеемся видеть их в будущем?. Если ничего не изменить в себе, то они станут нашими "зеркалами в метро", пусть оно и будет в будущем летающим метро, но его «начинка» не изменится!

Где существуют негативные эмоции?

Самое главное, что следует осознать: негативные эмоции существуют только в прошлом или только в будущем (когда мы вспоминаем ситуацию или когда мы представляем её наперёд, т. е негативные эмоции существуют только в нашем воображении (например, когда мы фантазируем, строим догадки о том, как кто-то что-то думает или говорит, не зная, что происходит на самом деле и какие у человека предпосылки).

В настоящем, в здесь и сейчас негативных эмоций просто не существует! Когда мы присутствуем в здесь и сейчас, мы способны мыслить и действовать адекватно ситуации: если есть проблема – мы ее решаем, а не пассивно негативируем.

Те счастливые моменты нашей жизни, те вспышки радости и любви, которые мы так бережно лелеем и храним в самых тайных уголках своего сердца, именно они были даны нам Богом, как норма нашего существования на этой планете. Но наш ум хитёр, обыграть его оказалось очень тяжёлой задачей, под силу только самым смелым и отчаянным. Ведь всех нас растили папы и мамы «из метро».

Что же делать, как поступить?

Если сделать попытки навстречу тому, чтобы понять и осознать свои обиды, невыплаканные слёзы, причины своих страданий и своих несчастий, то очень многое изменится в вашей жизни. Это не значит, что вы раз и навсегда избавитесь от негативных эмоций, но вы увидите причину их возникновения. А, зная причину, ее можно убрать.

Когда человек начинает осознавать свои негативные эмоции и учится ими управлять, он получает доступ к огромному источнику энергии – эмоциональному ресурсу.

Так, например, если человек научится управлять своим гневом (а не подавлять его и не быть им ведомым, выплескивая ярость и крики на окружающих людей, то гнев может стать очень мощным инструментом для преодоления препятствий на пути к достижению цели, не угрожая при этом ни вам, ни окружающим.

Когда эмоции подавлены – подавлена часть энергии человека. Чтобы избежать ситуации нехватки эмоционального ресурса, необходимо периодически выпускать подавленные негативные эмоции, давать им возможность выйти, рассеяться или трансформироваться. Это можно сделать с помощью специальной живописи, танцевальных методик, актерского мастерства и других технологий.

Следует помнить, что 90% психо - эмоциональных реакций на события формируется в детстве. Поэтому приложите все усилия, чтобы научиться дарить истинную любовь своим детям, научиться их слышать, понимать и тогда вы избавите их в будущем от той боли, которая причиняет нам, взрослым, столько дискомфорта и проблем, как со здоровьем, так и в общении.

Дарите друг другу позитив и будьте счастливы!

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.

Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя.

(Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).

Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение.

Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.

Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т. д.

Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость малыш захочет расположить в одном месте).

Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:

Что тебя может разозлить?

Как ты себя ведешь, когда злишься?

Что чувствуешь в состоянии гнева?

Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?

Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.

А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?

Какие слова для тебя самые обидные?

Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком.

Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т. к. они слишком резкие, неприятные.

Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения.

Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.

Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.

Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.

Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме. Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения

(«Я расстроен, меня это обидело»).

Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:

• чашка (в нее можно кричать);

• тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);

• листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);

• карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

• пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);

• подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.

Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!

Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).

Учите управлять ребенка своим эмоциями (с пяти лет)

Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.

Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка, у него твои глаза, тело.

Ты – лев!»

Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».

Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий - заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического, а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Удачи в воспитании и познании Вашего ребенка!

Публикации по теме:

Анкета для педагогов по выявлению уровня эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста Цель: выявить уровень эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста, а так же знаний педагогов о влиянии среды на эмоциональное.

Презентация «Непослушные» слова» Презентация ""Непослушные"" слова" создана с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с несклоняемыми именами существительными.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Фразеология
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Консультация-презентация. Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?
Опубликовано: 18 апреля 2013 в 20:41
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...