Консультация «Профилактическая работа педагога в создании условий для обеспечения психологического здоровья дошкольников»

Наталия Лунькова
Консультация «Профилактическая работа педагога в создании условий для обеспечения психологического здоровья дошкольников»

Консультация для педагогов

«Профилактическая работа педагога в создании условий для обеспечения психологического здоровья дошкольников»

«Психологическое здоровье» является понятием более широким в сравнении с «психическим здоровьем» и имеет свою специфику. Если понятие «психическое здоровье» служит характеристикой состояния, прежде всего отдельных психических процессов и их механизмов, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, предполагает характеристику состояния внутреннего мира человека. Психологическое здоровье проявляется в интересе к жизни, вере в себя, в свободе мысли и инициативе, в способности к проявлению чувств и осознанию своей индивидуальности".

Задача педагогов - сохранить психологическое здоровье ребенка и обеспечить психоло- педагогические условия, обеспечивающие его душевный комфорт.

Решение задач развития и воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от взаимодействия родителей, педагогов и психолога. Поэтому важно создать такую среду, которая обеспечивала бы экологическую чистоту их взаимодействия: ненасильственность, естественность, созидательность.

На современном этапе важна профилактическая работа, т. е. организация таких условий для развития, воспитания и обучения ребенка, которые в последующем дадут положительный эффект и предупредят отрицательный.

Профилактическая деятельность педагога предполагает создание

• Особого положительного микроклимата

Условий для стимулирования позитивных процессов и проявлений ребенка

• Веры в успех

• Максимальной активности

• Терпения и постоянного поиска адекватных путей реализации поставленных задач.

Как создать ситуацию успеха: этот вопрос должен оставаться одним из самых главных в работе педагога с детьми. Здесь важно проявить личностный подход, т. е двусторонний контакт, когда есть обратная связь: с этого момента начинается взаимопонимание: это умение «играть на инструменте», причем так, чтобы в ответ зазвучала душа ребенка.

«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь педагога, какой бы эффективной она ни была все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи педагога… радость успеха может померкнуть» (В. А. Сухомлинский).

Предложите приемы создания ситуаций успеха для детей в ДОУ.

Умение создавать ситуации успеха в воспитательно-образовательном процессе имеет большое значение. Воспитатель:

• Подготавливает детей к правильному восприятию материала, настраивает на правильное выполнение: «Я уверенна, что вы все справитесь!»

• Подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки

• Использует игровые ситуации, что оказывает влияние на формирование интереса к занятиям

• Формирует у детей позитивное самовосприятие, адекватную «Я- концепцию»

Положительная «Я- концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная «Я- концепция» (я не нравлюсь, я не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Для того чтобы сформировать положительную «Я- концепцию» воспитателю необходимо:

• Видеть в каждом уникальную личность и уважать ее

Создавать ситуации успеха

• Понимать причины незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка (ребенок хорош, плох его поступок)

• Помогать детям реализовывать себя в деятельности (в каждом ребенке – чудо, ожидай его).

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех ребенку создает педагог, который сам переживает радость успеха».

Мы предлагаем использовать следующие приемы создания ситуации успеха:

1. «Похвала». Мы с вами знаем, какой преобладающий тон педагогических отношений. Ребенок может услышать из уст воспитателя: «лентяй», «хулиган» и т. п. Они ложатся на сознание и душу ребенка тяжелой гирей, унижая его человеческое достоинство. Очень важно внушить ребенку веру в себя, прикоснуться к его плечу, показать ему свою способность быть добрым – в этом залог успешного воспитания.

2. «Авансирование успеха». Незаметная для глаза ребенка помощь воспитателя может быть залогом успеха, особенно у неуверенных, робких детей.

3. «Эмоциональное поглаживание». Воспитатель с легкостью раздает комплименты. Эти слова не являются только похвалой, часто это констатация факта. Может быть, ребенок, поэтому и старается на занятии, что поверил педагогу.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

Таким образом, реализация в дошкольном учреждении личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых с детьми и содействие их психологическому здоровью – главная цель работы педагогического коллектива.

Публикации по теме:

Проект «Психологическое здоровье — залог эффективности учебно-воспитательного процесса в ДОУ» Психическое здоровье – основа эффективного учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении компенсирующего типа. Основная цель.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация «Профилактическая работа педагога в создании условий для обеспечения психологического здоровья дошкольников»
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 16:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экологический проект «Осень золотая» в разновозрастной группы
Экологический проект «Осень золотая» в разновозрастной группы Воспитатели: Молчанова Оксана Николаевна и Выграненко Вера Анатольевна 2016 год Вид проекта...
Корзинка с подснежниками. Мастер-класс
Корзинка с подснежниками. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • 2 листа офисной бумаг белого цвета • 1 лист бумаги для принтера...
Проект «Встреча зимы и весны.» Русский народный праздник Масленица «»
Проект «Встреча зимы и весны. «Русский народный праздник Масленица» Автор проекта: Середонина Инесса Васильевна Место работы: МАДОУ No474 г. Челябинск....
Мастер-класс «Изготовление оформления для центральной стены к 8 Марта «Мимоза»
Мастер-класс. Изготовление оформления для центральной стены «Мимоза». К празднику, очень важно как оформлен музыкальный зал. Именно в музыкальном...
Стенгазета к 8 марта «Наши модницы!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вот и дождались мы с вами "Весну-красну" , а вместе с ней и самый любимый и замечательный праздник - Международный...