Консультация «Развитие воображения дошкольника»

валентина костина шайкина
Консультация «Развитие воображения дошкольника»

«Все мы родом из детства»….

Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что в нас самих, в наших детях поведёт нас разными дорогами наших судеб. Именно в детстве, и часто на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу.

Воображение- основа любого творчества, и можно предполагать, что существуют некоторые законы, по которым оно развивается и проявляется, общие для всех видов творческой деятельности.

Уже в 30-е годы ХХ века крупнейший отечественный психолог Л. Выготский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. Ему удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.

Воображение-это тот чуткий «музыкальный инструмент», овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка поиска и исполнения своих собственных замыслов и желаний.

Когда же возникает воображения и в чём это проявляется? Первые проявления воображения относятся к 2,5-3 годам, потому что именно в этом возрасте ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами – прежде всего в игре.

В играх проявляется творческое воображение ребёнка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации и превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин).

В играх ребёнок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает её, создаёт желанное будущее. Космонавты совершают дальние рейсы на Марс, Юпитер и другие планеты, строят там города, конструкторы создают удивительные машины.

Первоначальное воображение связано с обыгрыванием предметов, то и основное развитие его может осуществляться через это обыгрывание.

Ответ на вопрос об истоках, о первых шагах в развитии творческого воображения даёт нам ключ к управлению этим развитием. Мы можем влиять на развитие творческих возможностей ребёнка с раннего детства.

Именно в игре можно начинать формировать у ребёнка основы умения находить собственное решение, оригинальные ответы, способность действовать в плане образных представлений.

Воображение – сложнейший психический процесс претерпевает существенные изменения. Качественно меняется характер основной деятельности ребёнка – дошкольника – игра. Если у малыша до 3 лет это предметная игра, то у ребёнка 4-6 лет это сюжетно-ролевая игра, представляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. В предметной игре ребёнок изображает только действия с отдельными предметами – действия, которые он видел у взрослых и которым стремится подражать. Старший дошкольный возраст - в сюжетно-ролевой игре ребёнок начинает воспроизводить те отношения, которые он наблюдает у взрослых людей и которым стремиться подражать. И чем дольше впечатлений ребёнок получает, тем разнообразней его игры, тем больше простора для развития его воображения.

Специальная работа воспитателя по ознакомлению детей с разными сферами жизни (работа повара, парикмахера, железнодорожника, врача и т. п.) обогащает и развивает их игры. А вместе развитием сюжета игр развиваются способности творческого воображения, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию малыша.

Выполнение роли в игре требует от малыша сложнейшей деятельности воображения: необходимо хорошо представить себе, что должен делать герой в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации, направлять развитие общей игры в целом. Сюжетная игра захватывает ребёнка и создаёт тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества. Именно в игре ребёнок чувствует себя наиболее полно и свободно.

Неверно было бы думать, что игра – это дело сугубо детское и развивается она по своим законам. В игру ребёнка можно и нужно вмешиваться, если вы видите, что игры его не отличаются разнообразием. Можно даже поиграть вместе с детьми, предлагая разные сюжеты, принимать на себя разные роли.

Сначала ребёнок должен научиться проявлять в игре свою творческую инициативу, организовывать, планировать и направлять. Очень полезны для развития воображения творческие игры-драматизации, в которых дети разыгрывают какую-либо знакомую сказку. Возникает необходимость представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия героев сказки. Не просто слушание сказки, а живое участие, содействие героям будит творческие силы ребёнка, его фантазию. Если малыш хорошо справляется с разыгрыванием знакомой сказки, то можно предложить ему придумать, что случилось с героями сказки дальше, и всё это разыграть вместе с другими детьми.

Сюжетно-ролевая игра вплотную подводит ребёнка к способности, характеризующей воображение взрослого, - способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений. Сначала воображение ребёнка приковано к предметам, с которыми он действует, затем он опирается на игровые действия в сюжетно-ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста воображение ребёнка отрывается от внешних опор и переходит во внутренний план.

Этот переход подготавливается тем, что уже в сюжетно-ролевой игре ребёнок должен сначала представить свои действия, их последовательность и значения для общего сюжета игры, а потом действовать. Такая необходимость приводит к тому, что ребёнок всё чаще и чаще «проигрывать» различные ситуации в уме. Так постепенно складывается психический процесс - действия в плане не образов, представлений.

Вы наверняка, замечали, что нередко шумные и подвижные малыши к концу дошкольного возраста немного затихают, сосредотачиваются и играют очень тихо, что-то тихо приговаривая и только слегка передвигают игрушки. Как правило, это происходит с детьми, у которых развито воображение, стремление к собственному творчеству и фантазированию.

Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения, происходящей в результате развития игры, ведёт к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Появляются разнообразные детские сочинения: первые стихи, сказки. Ребята с удовольствием отдаются творчеству, охотно рассказывают сочинённое взрослым.

С самого начала мы должны раскрыть перед ребёнком смысл творческой деятельности: не следовать готовым образцам, штампам, шаблонам, а искать как можно больше собственных оригинальных решений, не бояться свободно высказывать их, направлять своё воображение на поиск нового, доводить задуманное до конца. Наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план у старшего дошкольника появляется ещё одна очень важная способность: подчинять своё воображение определённому замыслу, следовать намеченному плану.

Эта особенность развития воображения играет совершенно особую роль, так как благодаря именно ей у ребёнка появляется возможность создавать свои первые законченные произведения. У младшего дошкольника воображение идёт за предметом и всё, что он создаёт. Носит отрывочный, неоконченный характер. Вот малыш строит из кубиков дом: кладёт один кубик, другой, потом всё это заканчивается разрушенной постройкой. Когда у старшего дошкольника появляется возможность действовать по заранее продуманному плану, по замыслу, очень важно развивать её, помогать ребёнку не просто, отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но свои произведения: рисунки, аппликации, выдуманные истории.

Важно, чтобы ребёнок научился доводить задуманное до конца, не отступать перед неудачей и реализовывать свои маленькие творческие планы. Если вы видите, что ребёнок старшего дошкольного возраста часто бросает начатое, всё время меняет замысел в ходе деятельности, то нужно помочь ему, направить развитие его продуктивного воображения. Для этого хорошо включить ребёнка в совместную со взрослым деятельность. Придумайте вместе с ним несколько сказок. Хорошо поиграть в игру, в которой сказка придумывается коллективно: каждый из играющих произносит несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное.

Все творческие проявления ребёнка следует поощрять, постепенно прививать ему некоторую критичность по отношению к продуктам его творчества.

Развитие воображения ребёнка требует особого внимания ещё и потому, что в детском творчестве проявляется личность, эмоции, настроения и отношения с окружающим миром. Отечественный педагог Н. Ветлугина отмечает, что в художественном творчестве ребёнок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое о себе.

Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого будущего детства.

Жить без мечты невозможно, но если ребёнок живёт только мечтами и фантазиями, не воплощая их в жизнь, он может превратиться в бесплодного мечтателя.

Именно поэтому, начиная уже со старшего дошкольного возраста важно помогать ребёнку воплощать свои замыслы, подчинить его воображение определённым целям, сделать его продуктивным.

Всё то, что мы говорили до сих пор о развитии воображения, относится к самым общим его характеристикам. Мы видили как начинается складываться воображение, какие изменения в его развитии на протяжении дошкольного возраста и как можно оказать некоторое влияние на формирование воображения дошкольника. Ведь только поняв сам процесс структурирования образов, выявив некоторые его закономерности, мы сможем не просто влиять на развитие воображения ребёнка, а направленно формировать наиболее существенные его черты. Но для этого уже недостаточно просто наблюдать за детьми, за их играми, их творчество. Здесь должен прийти на помощь специальный психологический эксперимент, подчинённый вполне определённой задаче – выявлению специфики развития образов воображения у дошкольников.

Публикации по теме:

Моя психолого-педагогическая философия! «Все мы родом из детства! Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» А. де Сент-Экзюпери. «Все мы.

Проект: «Друзья планеты Земля»Проект: «Друзья планеты Земля» стал по утру,умылся, Привел себя в порядок, Сразу же приведи в порядок Свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери. Цели проекта: 1) Помочь.

Автор публикации:
Консультация «Развитие воображения дошкольника»
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 19:22
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...