МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Роль игровых педагогических технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста»

Татьяна Кугутова
Консультация для воспитателей «Роль игровых педагогических технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста»

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль игровых педагогических технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Главная цель игровых технологий – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Основные задачи игровых технологий :

Достижение высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной активности ребенка;

Активизация деятельности детей и повышение ее результативности.

Структура любой образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть (научная база технологии, психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент).

Содержательная часть (общие, конкретные цели и содержание учебного материала).

Процессуальная часть (совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика образовательного процесса).

Педагогическая технология должна соответствовать следующим требованиям:

Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – технология должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

Воспроизводимость – технология должна быть применима в других образовательных учреждениях.

Игровая технология, кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Концептуальные основы игровых технологий выражаются в следующем:

Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности: дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующего одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Организация предметной игровой среды ДОУ.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда. По типу игровой среды различают :

игры с предметами;

игры без предметов;

настольные игры;

комнатные игры;

уличные игры;

игры на местности;

компьютерные игры;

игры с техническими средствами обучения (ТСО);

игры с различными средствами передвижения.

Правильная организация предметной среды дошкольного учреждения является одним из важных условий возникновения и развития процессуальной игры.

В групповом помещении должно быть достаточное количество разных игрушек, которые нужно расставить таким образом, чтобы они побуждали малышей к разыгрыванию того или иного сюжета. В группе должны быть представлены игрушки разных видов.

Непременным атрибутом сюжетных игр являются куклы. Желательно, чтобы в группе были куклы разного «возраста», сделанные из разного материала, с разнообразной мимикой.

Размер кукол имеет немаловажное значение. Следует иметь в виду, что очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются лишь в некоторых игровых ситуациях. Таких кукол удобно кормить, причесывать, лечить, но неудобно пеленать или купать. Малышам легче играть с небольшими куклами-голышами: их можно носить, укачивать, купать, пеленать и т. п.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи, курочки, петушки, рыбки и др.). Эти игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

В группе должны присутствовать следующие материалы и игрушки:

кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф и т. п.);

набор «кухня» для приготовления еды (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и т. п.);

куклы в одежде, которую можно легко снимать и надевать (куклы в платьицах, кофточках, штанишках, туфельках, платочках, шляпках);

игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы, укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца, купания (ванночки, флаконы из-под шампуней, губки, салфетки, лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр., прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки, уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веник, салфетки); игры в парикмахерскую (зеркало, расческа, ленточки, пустые флаконы, игры в магазин (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др., игры в цирк ( заводные игрушки: обезьянка, курочка, заяц с барабаном, перчаточные куклы, маски разных животных, игры в солдатиков (соответствующие наборы игрушек) и др. ;

строительные наборы для строительства домов, дорожек, заборчиков, мебели (кубики, цилиндры, арки);

машины разных размеров, цветов, назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые, гоночные машины, подъемный кран, самолеты, вертолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и др.);

предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали от пирамидок, плоские детали от конструкторов разных форм, катушки, тряпочки, нарисованные на картоне овощи и фрукты и пр.);

крупные модули;

большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно делать поезда, туннели, дома и т. п.

В игровой комнате создают зоны, специально предназначенные для разнообразных сюжетных игр: приготовления еды, кормления, сна, купания кукол, игры в магазин, больницу, парикмахерскую. В определенных местах размещают машинки и строительный материал, хранят наборы инструментов, игрушек для игры в зоопарк, цирк и пр.

Игровое пространство должно быть удобным, позволяющим детям играть как по одиночке, так и в небольшой группе.

Все игрушки должны находиться в свободном доступе и иметь постоянное место хранения, чтобы малыши могли легко находить нужные для игры предметы.

Вместе с тем игровое пространство не должно жестко ограничиваться игровыми уголками. Игра – это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему удобно. Например, лечить куклу, играть с маленькими игрушками (пупсиками, мелкими зверюшками, птичками и пр.) он может на свободном столике или на коврике. Воспитатель может и сам предложить малышу место для игры: «Собачка говорит, что хочет кушать. Давай покормим ее вот здесь, на коврике, здесь ее будка». В качестве игровой зоны можно использовать и спальную комнату, устроив в ней уголки ряжения, больницы, укладывания кукол спать. Меняя по своему желанию место игры, дети чувствуют себя свободнее. Освоение более широкого игрового пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.

Если ребенок вместе со взрослым или сам организовал игровое место где-нибудь в уголке, на коврике или на стульчике, а затем прервал игру, не следует сразу же требовать от него, чтобы он убрал игрушки на место или самим убирать их. Сохранение игрового пространства способствует возобновлению игровых действий, стимулирует дальнейшее развитие сюжета.

Для поддержания у детей интереса к игре желательно периодически обновлять игровой материал, заменять надоевшие малышам игрушки другими, которые временно могут храниться в закрытом шкафу.

Применение игровых технологий в ДОУ.

Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.

Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия заключаются в том, что воспитатель организуют, к примеру, игровую ситуацию «Что катится?» и использует ее в образовательной деятельности «Введение в математику» для обучения и закрепления понятий «круг», «квадрат».

Игровые технологии, направленные на развитие внимания, осуществляют у дошкольников постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточится на задании, даже если оно не очень интересно, но этому воспитатель учит детей, снова используя игровые приемы. Например, в образовательной деятельности «Введение в математику» воспитатель использует игровую ситуацию «Найди такой же». В образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» воспитатель использует игровую ситуацию «Найди ошибку».

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Воспитатель использует специально разработанные игры, такие как «Магазин», «Запомни узор», «Нарисуй как было» и др.

Игры на развитие мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, но и в более позднем возрасте упражнения будут полезны и эффективны. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей дошкольного возраста» Все дети любят рисовать. Наряду с речью, рисунок становится тем языком, который ребенок осваивает и самостоятельно создает. Ведь главное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль игровых педагогических технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 апреля 2024 в 14:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД