МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха и восприятия»

Ольга Тюкова
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха и восприятия»

1 слайд

Консультация для родителей (с презентацией)

«Воспитание фонематического слуха и восприятия».

2слайд

Цель:

Показать родителямзначимость и важность работы с детьми по развитию фонематического слуха и восприятия.

3 слайд

Зада

Публикация «Консультация для родителей „Развитие фонематического слуха и восприятия“» размещена в разделах

чи:[/b] 1. Дать понятие фонематический слух и фонематическое восприятие;

2. Выделить основные этапы воспитания фонематического слуха и последовательности работы по усвоению звукового строения слова;

3. Заинтересовать воспитателей в необходимости проводить занятия в игровой форме по развитию фонематических процессов;

4. Показать различные игры и упражнения;

5. Рассказать о методах и приёмах работы при ознакомлении детей со звуковой стороной слова.

План:

1. Показ презентации с консультированием по воспитанию фонематического слуха и восприятия.

2. Знакомство с играми и упражнениями по ознакомлению детей со звучащим словом по возрастам (памятки);

3. Показ наглядности для использования на занятиях по развитию фонематического слуха.

Ход:

1. Показ презентации с консультированием по воспитанию фонематического слуха и внимания.

4 слайд

Работа по развитию фонематического слуха начинается с самого раннего детства.

С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. д. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Постепенно ребенок начинает вслушиваться в слова, сопоставляет их звучание, пытается повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т. е. обращать внимание на звуковую сторону слова.

5 слайд

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.

Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребёнок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. В дошкольном периоде ребёнок усваивает звуковое строение слова и его слоговой состав. Знакомство со звуковой стороной слова начинается с прихода их в детский сад.

Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, наслаждаясь их звучанием, ребёнок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

В дальнейшем ребёнок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять из слова, анализировать звуковой и слоговой состав, «слышать» ударение.

Затем работа над звуковой формой слова продолжается и в начальной школе.

6 слайд

Вся эта работа называется: развитие фонематического слуха и восприятия

На современном этапе развития логопедии, рассматривая вопросы формирования фонематических процессов, различают понятия «фонематический слух», и «фонематическое восприятие».

Под фонематическим слухом понимается тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, т. е. это представление ребёнка о звуковом составе слова.

7 слайд

Стадии развития фонематического слуха:

1) Формирование способности различать гласные звуки;

2) Различать согласные звуки.

Н. Х. Швачкин отмечает, что при благополучном речевом развитии, формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Недоразвитие фонематического слуха влияет на качество овладения звукопроизносительными умениями.

Для того, чтобы качественно развился фонематический слух, начиная с младшего возраста, проводится воспитание слухового внимания.

8 слайд

Воспитание слухового внимания можно проводить, используя:

1) Музыкальные инструменты;

2) Игрушки, различные предметы.

Воспитание слухового внимания на музыкальных инструментах знакомит ребёнка со звучанием, например: гармошки, дудочки, барабана, а затем умения найти тот инструмент, который звучал, откуда был слышен звук.

Воспроизведение ритма: хлопки в ладоши, стук об стол карандашом или произнесённых простых слов: мяу, гав-гав (при этом рот закрыт листком бумаги, затем показать игрушку – учит ребёнка внимательно вслушиваться в чужую речь.

9 слайд

Под фонематическим восприятием понимается способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.

10 слайд

Ступени формирования фонематического восприятия:

1) Различение и выделение слов в предложении;

2) Слогов в слове;

3) Звуков в слоге и слове;

4) Овладение умением узнавать звук на фоне слова;

5) Выделять первый и последний звук в слове;

6) Определять последовательность, качество и количество звуков в слове;

7) Определять место звука в слове по отношению к другим звукам в слове.

Исследователь В. К. Орфинская подчёркивает, что формирование первых двух ступеней происходит в процессе естественного развития ребёнка, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку в процессе целенаправленного обучения, на основе качественного сформированных предыдущих ступеней.

11 слайд

Этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый своевременно приходит на помощь и целенаправленно руководит развитием речевой деятельности. Педагог должен уделять серьёзное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата воспитанников: следить за выразительностью интонаций, правильностью ударения, регулирует силу голоса.

12слайд

Детей в начальной школе учат делить слова на слоги, называть каждую часть слова, Составлять слова из слогов, определять последовательное звучание слогов в слове, развивать умение выделять звуки, входящие в состав слога, находить и вычленять ударный слог, самостоятельно преобразовывать слова: лук-лучок-лучище, различают звуки на слух, называют слова с определённым звуком, находят слова с этим звуком, определяют место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). У них развивается способность к звуковому анализу слова.

Совершенствуют фонематический слух: умение называть слова с определённым звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в слове.

13 слайд

Процесс обследования звукового состава слова для ребёнка младшего школьного возраста сложен. Но путь должен пройти каждый ребёнок. Развитие фонематического слуха и восприятия у детей в младший школьный период и, прежде всего, ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи.

14слайд

В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку, является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).

15слайд

2. Знакомство с играми и упражнениями по ознакомлению детей со звучащим словом по возрастам (памятки);

Предлагаю вам распечатки с играми и упражнениями со звучащим словом, которые вы можете применить дома, занимаясь с детьми в игровой форме.

3. Показ наглядности учителя-логопеда, которая используется на занятиях по развитию фонематического слуха.

Итог.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Семинар-практикум для родителей (фотоотчет)Семинар-практикум для родителей (фотоотчет) 28 января 2015года под руководством воспитателей Гафаровой Е. И, Баевой Н. В. и логопеда Тирских О. В, в подготовительной группе «Моторчики».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха и восприятия»
Опубликовано: 5 марта 2015 в 10:31
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД