Консультация с элементами практикума «Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста»

Анна Смирнова
Консультация с элементами практикума «Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста»

Консультация с элементами практикума "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"

Цель занятия: расширить представление педагогов о социально-эмоциональной сфере детей раннего возраста, условиях ее развития.

Ход занятия:

1. Мозговой штурм «Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста».

Педагогам предлагается в течение нескольких минут обсудить, что же относится к такому понятию, как «социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста».

2. Информационная справка «Социальное развитие детей раннего возраста».

Ранее детство – начало начал. Это время начала формирования будущей личности. Это первый опыт взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми.

Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослых в период раннего детства. Для ребенка раннего возраста характерны 2 формы общения:

Ситуативно-личностное общение. Оно характерно и для младенцев, и для детей раннего возраста. Это, как правило, сиюминутное взаимодействие ребенка и взрослого. Ребенок нуждается, прежде всего, в эмоциональном контакте;

Ситуативно-деловое общение. Эта форма общения возникает только в раннем детстве. У ребенка возникает потребность не только в эмоциональном контакте со взрослым, но и в сотрудничестве. Малыш осваивает пространство, знакомится с новыми предметами, и взрослый помогает ему в этом, показывая, как можно действовать с игрушками, предметами быта и т. д.

У ребенка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности, но он все еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и видов деятельности, т. е. ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Деловой мотив становится главным мотивом общения.

Строя свои взаимоотношения с ребенком раннего возраста, взрослому необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Так, ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем содержащие запреты, поэтому слово «Нельзя» часто остается без внимания малыша. На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание малыша. Дети с удовольствием слушают все, о чем говорят старшие между собой, кроме того, они увлекаются сказками или стихами, которые читают им взрослые.

Что касается общения детей раннего возраста со сверстниками, то данная потребность возникает у ребенка с полутора лет. Это общение происходит с помощью различных действий, анализ которых позволил выделить 4 основные категории.

1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и ко взрослому, и даже к неодушевленным предметам.

2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, похлопать по лицу. Эта форма уже не встречается в общении со взрослыми.

3. Наблюдение за другими и подражание им. Здесь дети смотрят глаза в глаза, дарят улыбки, вербальные формы общения (характерна для общения как с детьми, так и со взрослыми).

4. Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.

Т. е. если для детей 1,5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником.

Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки.

К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Следует отметить, что игрушки, находящиеся рядом с общающимися детьми, отвлекают их от общения и снижают эффективность взаимодействия.

На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения – «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность». Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.

Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.

Эксперименты показывают, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению, они чаще улыбаются, доброжелательно относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.

3. Упражнение «Мы топаем»

Цель: развитие партнерского доверительного взаимодействия между взрослыми и детьми, приучать детей слушать речь взрослого.

Дети стоят в кругу. Взрослый читает стихотворение, выполняя описанные в нём движения, а дети их повторяют:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаём.

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

4. Упражнение «Медвежонок».

Цель – создание радостного настроения, развитие доброжелательных отношений со сверстниками, повышение двигательной активности.

Медвежонок, медвежонок, Дети вместе со взрослым идут по

Хватит спать, кругу. Ребенок в центре круга -

Хватит спать. – «медвежонок».

Мы хотим с тобою, мишка, Дети начинают бежать по кругу.

Поиграть, поиграть.

Ты веселых ребятишек Останавливаются, хлопают в

Догоняй, догоняй. ладоши.

Ну-ка, мишка, ну-ка, мишка, Дети убегают, «Медвежонок»

Нас поймай, нас поймай. Догоняет.

5. Информационная справка «Эмоциональное развитие детей раннего возраста».[/i]

В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, гнев и т. д. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослого – научить малыша понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.

Общение ребенка со сверстниками тоже может доставить малышу множество эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Например, на втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство и может прервать свои занятия, а на третьем году детям свойственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат, прыгая вместе, валяясь на ковре.

Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать.

Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать, сдерживать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания, порывы. Его эмоциональные состояния переходящи и неустойчивы.

Также характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может - он не в состоянии принять решение.

При приближении к кризису 3-х лет, у детей наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Гнев может быть направлен и на «непослушный» предмет, и на взрослого, внимания которого безуспешно добивался ребенок.

Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Взаимодействие с детьми раннего возраста будет более эффективным в том случае, если взрослые смогут учитывать индивидуально-возрастные особенности начинающего свою жизнь человека. Развитие познавательных функций малыша тесно связано с его эмоционально-волевой сферой. А поскольку доминирующая функция – восприятие – аффективно окрашена, ребенок эмоционально реагирует только на то, что находится в данный момент в поле его зрения. Взрослые, помня об этом, могут избежать многих конфликтных ситуаций и эмоциональных вспышек.

6. Упражнение «Веселая зарядка».

Цель – снятие мышечного напряжения, раскрепощение детей, развитие фантазии.

Взрослый рассказывает стихотворение, сопровождая слова движениями, дети повторяют движения и слова

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал,

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается

Кто-то по лесу крадется.

Заяц путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок, -

Чтоб никто найти не смог.

7. Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему для развития у детей раннего возраста социальной и эмоциональной сферы».

В течение нескольких минут педагоги пытаются выделить качества, необходимых взрослому для успешного развития данных сфер у детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Цель: Выявить предпосылки творчества в изобразительной деятельности детей раннего возраста. Анкета для работников ДОУ (ПО МЕТОДИКЕ Д. И. ВОРОБЬЕВОЙ) Цель: Выявить предпосылки творчества в изобразительной деятельности детей раннего.

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Консультация с элементами практикума «Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста»
Опубликовано: 16 января 2013 в 22:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий развлечения «Волшебный зонтик лета!»
Сценарий развлечения "Волшебный зонтик лета! " Звучит в записи песня «Лето». Дети собираются на площадке. Выходит Лето. Лето: Эгей, ребятишки! Сюда,...
Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования...
Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям в организации...
Конспект прогулки «Мы на улице гуляли и вдруг бабочку мы увидали»
Задачи: отметить внешний вид, строение тела, способ передвижения, среду обитания бабочки; развивать наблюдательность, речь, мышление; воспитывать...
Фото отчет Мини музей «Золотая рыбка»
Мини-музеи в детском саду — это увлекательное развивающее пространство, созданное с целью формирования интересной предметно-пространственной среды,...
Консультация для родителей «10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка...
«10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка делать» 1. Есть через силу. «Съешь ложечку за маму, ложечку за папу. » Несмотря на то, что существуют...