Консультация «Самостоятельная деятельность детей в условиях группы»

Людмила Шаврина
Консультация «Самостоятельная деятельность детей в условиях группы»

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста:

• Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать самостоятельно;

• Организованная воспитателем деятельность детей, направленная на решение разных задач, связанных интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

В процессе самостоятельной деятельности важно обеспечить разнообразие видов детской деятельности с различными игрушками, пособиями, играми, атрибутами, материалами и др.

Руководство самостоятельной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

• организацию предметно-развивающей среды: удобное и соответствующее место для деятельности; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий, игр, различных материалов и реализации на её основе личностно-ориентированного, системного, интегрированного и деятельностного подходов к ребёнку;

• закрепление в режиме дня времени для самостоятельной деятельности детей, в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;

• владение педагогами (опосредованными) методами активизации детской деятельности.

Однако воспитатель должен действовать осторожно, тактично, ненавязчиво. Не стесняя инициативы детей, направляя каждого ребёнка и одновременно следовать за всей группой.

Значение этой деятельности детей дошкольного возраста неоспоримо. Самостоятельные действия формируют у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых) какие то действия, организовать сюжет игры, воспитывают в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую самодеятельность. А эти качества необходимы всем детям.

Самостоятельно организовывать свою деятельность должны уметь все дети детского сада, независимо от возраста, чем старше дошкольник, тем продолжительнее и насыщеннее их самостоятельная деятельность. Самостоятельная деятельность может быть как индивидуальной, так и группами детей. Материалом для самостоятельной деятельности детей служат те знания, умения и навыки, которые дети уже получили в совместной деятельности и не требуют сложной организации и подготовки. Детям предоставляется возможность самим выбрать для свободной деятельности любимый вид занятия.

Важно не только правильно оборудовать помещение группы, но и грамотно, учитывая возрастные особенности детей, разместить центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребёнку возможности сосредоточиться на своей деятельности и чтобы не только стимулировать детей к организации самостоятельной деятельности, но и чтобы решались задачи разных образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Правильно организованная развивающая среда способствует развитию ребёнка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д. ; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.

Используя различные приемы, воспитатель должен поощрять самостоятельные действия детей, контролировать качество выполнения действий, поведение детей, а если нужно, то предложить другой вид деятельности.

Огромное значение имеют условия проведения и содержание каждого из режимных процессов, в том числе самостоятельная деятельность детей, при планировании которой необходимо руководствоваться действующими СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91.

Публикации по теме:

Формы работы по образовательным областям В соответствии с ФГТ предлагается следующая модель организации образовательного процесса: 1. Совместная деятельность взрослого и детей с.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Консультация «Самостоятельная деятельность детей в условиях группы»
Опубликовано: 20 ноября 2012 в 15:30
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...