Система упражнений для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста — кинезиологические методики

Нелли Полинарова
Система упражнений для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста — кинезиологические методики

Кинезиологические упражнения

«Кнопки» мозга

Цель: активизировать вестибулярный аппарат, подготавливающий мозг к восприятию сенсорной информации.

Одну руку положить на область пупка, а другую – на точки под ключицами между ребрами. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела, обеспечивающем поддержания равновесия. Другая рука, массируя углубления между первым и вторым ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины, стимулирует приток насыщенный кислородом крови через сонные артерии к мозгу. «Кнопки» мозга находятся над местом их разветвления. При массаже этих зон активизируются барорецепторы (рецепторы давления, поддерживающие нормальное давление крови, поступающей в мозг.

Это упражнение позволяет лучше сосредоточивать внимание при выполнении контрольных работ, снимает излишнюю двигательную расторможенность у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Выполняется по 5 нажимов, 2-3 раза.

Перекрестные шаги

Цели: активизировать нервные волокна в мозолистом теле; укрепить связи передних отделов мозга с мозжечком и вестибулярным аппаратом.

Выполняется в виде перекрестно-латеральной ходьбы на месте, при которой локоть касается колена. В момент касания разноименных локтя и колена активизируются обширные зоны обоих полушарий, сбалансировано работают нервные пучки мозолистого тела. При медленном темпе совершенствуется тонкая моторная координация, закрепляются связи передних и задних отделов мозга.

Это простое упражнение эффективно для становления полноценного функционирования мозга и передних отделов лобных долей. Выполняется 8-10 раз.

Крюки

Цель: осуществить сознательную и сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария.

Скрестить лодыжки, затем – руки, соединить пальцы в замок и вывернуть их. Для этого руки вытянуть вперед тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз; перенести одну руку через другую, соединить ладони и взять пальцы в замок; опустить руки, вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, нужно прижать кончик языка к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, помогает избавиться от напряжения, вызванного несбалансированной позой. Упражнение способствует сознательному переключению внимания, активизации моторной зоны коры больших полушарий за счет снижения возбуждения в центрах обеспечения выживания и уменьшения выработки адреналина. Выполняется под счет до 10.

Слон

Цели: активизировать и сбалансировать всю целостную систему «интеллект – тело», работу полукружных каналов вестибулярного аппарата, системы «рука – глаз»; улучшить качественные характеристики внимания.

Левая рука вытягивается в сторону, как хобот, левое ухо плотно прижимается к плечу, колени расслаблены. Кончики пальцев рисуют в воздухе знак «бесконечность» от центра поля вверх против часовой стрелки, глаза неотрывно следят за движениями пальцев. Если сочетать движения со «слоновьями» звуками, возбуждаются слуховые механизмы височных долей, что оказывает лечебное воздействие при заболеваниях ушей. Для большего эффекта выполняется 3-5 раз левой и правой руками.

Думающий колпак

Цель: активизировать механизм слухового восприятия.

Оттягивать ушные раковины, слегка выворачивая их и продвигаясь сверху вниз. Выполняется 3-4 раза.

Энергетическая зевота

Цели: расслабить мышцы лица, облегчить работу челюстно-лицевого сустава; улучшить передачу нервных импульсов по волокнам нервов, проходящих через эти суставы; способствовать коммуникации.

Массировать мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава легкими поглаживающими движениями подушечками пальцев.

Помпа

Цели: расслабить мышцы ног; нейтрализовать эффект «защиты ахиллова сухожилия»; обеспечить нормальное движение спинно-мозговой жидкости в позвоночнике; облегчить коммуникацию.

Встать прямо, держась за спинку стула, одну ногу выставить вперед и согнуть колено, другую отвести назад на 30 см и расположить на носочке. Глубоко вдохнуть и на выдохе опустить пятку ноги, расположенной сзади, на пол, одновременно сгибая колено ноги, находящейся впереди.

Энергетизатор

Цели: пробудить организм после долгого сидения; повысить уровень кислорода в крови; расслабить мышцы шеи и плеч; усилить ток спинно-мозговой жидкости.

Положить руки на стол перед собой, наклонить подбородок к груди, ощущая растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокинуть голову назад, прогнуть спину и раскрыть грудную клетку, сделать выдох, расслабить спину и опустить подбородок к груди. Упражнение стимулирует и повышает концентрацию внимания. Выполняется 10-15 мин.

Ленивые восьмерки

Цели: способствовать развитию наружных глазных мышц, миелинизации нервных волокон, идущих от зоны, ответственной на центральное зрительное поле и точное моторное слежение; усилить системы координации «глаза – руки» и «руки – глаза».

Внимание фиксируется на движении глаз и системе координации «руки – глаза». Глаза следят за движущимся большим пальцем, описывающим восьмерку в горизонтальном поле видения. Руку выставить вперед, поднять большой палец н6а уровень переносицы на расстоянии локтя от глаз и медленно выполнять движения от центра зрительного поля вверх по краю поля видения против часовой стрелки влево вниз, вернуться в центр, далее – против часовой стрелки вправо и вверх, затем в центр. Движение выполняется плавно и непрерывно, по 3 раза каждой рукой. После этого сцепить пальцы в замок: большие пальцы направлены вверх, образуют перекрестье. Сосредоточив внимание на переплетении пальцев, выполнять движения сцепленными руками.

Для улучшения движений рук при письме применяется рисование «ленивой восьмерки» на вертикальной поверхности (стене, доске, листе плотной бумаги): размашисто обводить нарисованные восьмерки каждой рукой по 5 раз, затем обеими руками одновременно. Упражнения способствуют расслаблению кистей рук, предплечий и плеч, расширяют поле зрения, стимулируют тактильное восприятие.

Колечки

Цель: формировать точные движения мышц пальцев рук.

Пальцы поочередно соединять в колечки с большим пальцем в прямом (от указательного до мизинца) и обратно (от мизинца до указательного) направлениях. Сначала упражнение выполняется каждой рукой по отдельности, затем одновременно.

Кулак – ладонь – ребро

Цель: та же.

Руки меняют последовательно три положения на плоскости стола.

Танец

Цель: та же.

Левую руку сжать в кулак, ладонь правой принимает горизонтальное положение, кончиками пальцев касаясь мизинца левой руки, затем сменить положение руки. Выполнять 6-8 раз.

Пальчиковый массаж

Угощение гномов

Стали гномы гостей приглашать,

Указательным пальцем руки надавливать по очереди на подушечки пальцев другой руки, затем наоборот.

Стали гномы гостей угощать.

Намазывать варенье на каждый пальчик, последовательно, начиная с большого.

Каждому гостью досталось варенье.

Пальчики склеило то угощенье.

Склеить пальцы обеих рук.

Плотно прижалась ладошка к ладошке,

Прижать ладони одну к другой.

Гости не могут взять даже и ложки!

Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны, «удивиться».

Дом на горе

На горе мы видим дом,

Кистями рук сложить «домик».

Много зелени кругом.

Волнообразно двигать кистями рук.

Вот деревья, вот – кусты,

Руками сделать «деревья», «кусты».

Вот душистые цветы.

Пальцами показать «бутон», «цветок».

Окружает все забор.

За забором – чистый двор.

Погладить ладонями стол.

Мы ворота открываем,

Кистями рук показать «ворота открываются».

К дому быстро подбегаем,

Пальцами пробежались по столу.

В дверь стучимся – тук-тук-тук,

Постучать кулаками по столу.

Кто-то к нам идет на стук.

Ладони приставить к уху, прислушаться.

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли.

Вытянуть руки вперед, как будто что-то преподнося.

Белочка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

Выполнять ритмичное покачивание сжатыми в кулак пальцами, затем поочередно поднимать пальцы рук, начиная с большого.

Публикации по теме:

«Развиваемся, играя». Пособие «Волшебные картинки»«Развиваемся, играя». Пособие «Волшебные картинки» Известно, что рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Развитие мелкой моторики рук, оказывает.

«Вместе весело шагать!» Открытое занятие по физической культуре «Вместе весело шагать!» Цели: 1. Приобщать детей к здоровому образу жизни. 2. Поддерживать интерес.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Система упражнений для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста — кинезиологические методики
Опубликовано: 2 октября 2013 в 12:48
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...