Консультация «Сказкотерапия и ее практическое применение»

Елена Ваймер (Перчихина)
Консультация «Сказкотерапия и ее практическое применение»

Консультация «Сказкотерапия и ее практическое применение»

Любое рассказывание сказки уже само по себе терапевтично. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т. к. это дает возможность наблюдать за реакцией ребенка.

Взрослый и ребенок могут сочинять сказку совместно, драматизируя ее либо всю, либо ее отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку и самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком дает возможность выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Как отмечал Л. Дюсс, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассмат-ривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно, невротического состояния.

Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или выполнить аппликацию. Рисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных эмоциях возможно появление в рисунках ребенка различных чудовищ, огня, темных красок. Новый рисунок по той же сказке может быть уже спокойнее, а краски - ярче, светлее.

Для рисования лучше взять карандаши (если рисуете что-то конкретное - желательна гуашь, если надо нарисовать свои ощущения, эмоции - акварель).

Метод «Изготовление кукол»

Остановимся на одном из основных методов сказкотерапии: изготовлении кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л. Г., любое изготовление куклы – это своеобразная медитация, т. к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных положительных результатов.

С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.

З. Фрейд считал, все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.

Сторонники юнгианского подхода связывают изготовление куклы с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают некоторые психологи, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее;

дикция должна быть четкой, сила голоса - достаточной;

звуки речи должны быть направлены непосредственно ребенку;

голос и речь необходимо адаптировать к внутренней характеристике персонажей;

все жесты психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, интонации.

Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

Кукол можно использовать при проведении психодиагностики.

Для первого знакомства В. С. Мухина рекомендует использовать традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами).

Х. Дж. Джинотт для диагностики семейных отношений рекомендует использовать резиновых гибких кукол, т. к. статичное кукольное семейство фрустрирует малыша.

Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков куклу рекомендуется изготавливать. Для этого изготовления куклы можно использовать фольгу размером 30 х 30 сантиметров.

Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя.

Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что ее образный мир позволяет ребенку идентифицировать себя с каким-либо персонажем. Дети в большей степени склонны иден-тифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З. Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика». Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа сказки и рассказывает о них. Кроме того, предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

Метод «Песочная терапия»

Сказкотерапия, являясь эклетическим направлением практической психологии, дает специалисту большую творческую свободу, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы, гештальт-терапии, арт-терапии. Одним из инте-реснейших синтезов сказкотерапии является песочная сказочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать проблемы как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть использован психологами, дефектологами, социальными работниками. Так же песочная терапия может быть использована в работе педагогами и воспитателями в образовательных целях. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с представителями разных возрастных групп.

Как пишет Сакович Н. А., «в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Ребенок решает задачи самовыражения, самоосознания, самоактуализации, снятия напряжения и др.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» 1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки? 2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок? 3. Просит ли Ваш ребенок читать.

Сказкотерапия. Из опыта работыСказкотерапия. Из опыта работы Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Консультация «Сказкотерапия и ее практическое применение»
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 20:49
+100Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 124.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность...
1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов, обеспечить...
Ширма «Символ России — русская береза»
«… вопрос о патриотическом воспитании молодежи – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу...
Лэпбук «Насекомые»
Доброе время суток всем, кто нашёл минуточку и заглянул ко мне на страничку. Сегодня хочу представить вашему вниманию лэпбук "Насекомые" для среднего...
Фотоотчет о празднике книги
14 июля 2017 года у нас в детском саду состоялся праздник книги. Мне бы хотелось рассказать, как прошёл этот праздник. Задача приобщения детей к книге,...
Фотоотчет «Как мы проводим лето»
Лето – отличное время для укрепления здоровья детей в детском саду, для отдыха, получения новых сил и впечатлений. И для того чтобы лето принесло лишь...