Папки-передвижки

Консультация «Современные образовательные технологии для развития математических способностей у детей дошкольного возраста»

Елена Мукина
Консультация «Современные образовательные технологии для развития математических способностей у детей дошкольного возраста»

Консультация «Современные образовательные технологии для развития математических способностей у детей дошкольного возраста»

Мукина Елена Петровна

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Публикация «Консультация „Современные образовательные технологии для развития математических способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Надо воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы.

Есть форма обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям. Таковыми стали следующие инновационные технологии :

занимательно-игровые технологии;

• использование русских народных и авторских сказок;

• проектно-исследовательская деятельность.

Занимательно-игровые технологии

1. Это счетные палочки - с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.

2. Палочки Кюизенера

Счётные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет через руки ребёнка формировать понятия числовой последовательности, состав числа, отношения «больше», «меньше», «право», «лево» и т. д. Набор способствует развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения.

3. Блоки Дьенеша

Они помогают максимально раскрыть индивидуальный возрастной потенциал ребёнка. Также помогает достигать ряд задач с развитием познавательной сферы, формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности с учетом возрастных психофизических особенностей детей дошкольного возраста.

4. Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.) Отгадывая задачи математического содержания- дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок -это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

5. Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

6 Использование развивающих игр, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры.

Играя с детьми в такие игры как «Сколько не хватает?», «Весёлый счёт», «Мои первые цифры», «Считаем и читаем» в игровой форме дети учатся решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и математическими знаками, учится решать простые, сравнивать количество предметов, умения читать.

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в непосредственно образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.

В работе можно использовать множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Подобрать серию упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей, а так же они позволяют прививать заботливое отношение к животным. Это упражнения: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т. д. На развитие наблюдательности у детей подобрать серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п. Для закрепления понятия «величина» использовать серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого». Даже знания детей проверять тоже с помощью игры «Готов ли ты к школе?». Дети сами просят, чтобы их знания проверили и радуются, когда за правильный ответ получают картинку с ягодкой.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Использование русских народных и авторских сказок на занятиях по математике.

Дети очень активны в восприятии сказок, задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Ребёнку интересна конечная цель – помочь сказочным героям, найти клад, сложить, найти нужную фигуру, преобразовать.

Любая логическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Игры- задания, которые можно использовать на «сказочных» занятиях:

• "Продолжи узор" развивает наглядно-образное мышление. Для выполнения этой методики от ребенка требуется внимание и усидчивость. Эта методика относится к классу методик, развивающих школьные навыки.

• "Заполни таблицу" развитие логического мышления и внимания. Обучает детей находить закономерности в логическом построении геометрических фигур или предметов. Развивает у ребенка аналитические навыки.

• "Игра с обручами" направлена на развитие логического мышления, формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.

• Игра «Фабрика» направлена на развитие умения действовать по заданному правилу.

• Игра «Что дальше?» Поиск заданной последовательности.

Развитие произвольного внимания, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

• Игра "Бусы" развивает пространственное мышление, ребенок учится анализировать и находить закономерности в логическом построении различных структур.

Сказка, её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом. Можно проводить занятия по математике, полностью построенные по сюжету какой-либо сказки. Это интересно детям!

Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними не легко, дети очень любят «сказочные занятия», ждут их. Почему же детям это интересно?

По ходу сюжета русской- народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ними. Например, дровосеки из сказки «Красная шапочка» появляются вовремя и спасают Красную Шапочку и бабушку от злого волка, падчерица из сказки «Двенадцать месяцев» сумела сделать невозможное и принесла подснежники из леса в январе месяце. Золушка за свою доброту была вознаграждена и нашла своё счастье.

А на «сказочных» занятиях, герои как не стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. И дети становятся непосредственными участниками сказки. Да какими? Самыми умными, самыми наблюдательными, самыми сообразительными. Всегда дети, решив множество задач, пройдя по лабиринтам, найдя сокровища и расколдовав героев, помогают им, и конец у сказки всегда СЧАСТЛИВЫЙ!

Завершается занятие всегда на весёлой, оптимистичной ноте, оценку детям даёт кто-либо из героев сказки или же все герои дарят что-то детям (угощения, небольшие сувениры, игру для группы, интересные книги или материал для поделок, шишки, жёлуди и т. д.)

Эти занятия помимо закрепления собственно математических знаний помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.

Итогом работы является выработка у ребёнка умения самому находить ответ на вопрос КАК?

• изменить

• смоделировать

• сгруппировать

• отыскать

• отгадать

• раскрыть секрет

Дети учатся логически мыслить!

А процесс обучения становиться интересным и совсем нетрудным!

Проектно-исследовательская деятельность

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.

Через проектную деятельность можно:

• формировать стойкий интерес к исследовательской деятельности;

• закреплять знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребенок может создать что-то новое;

• учить детей принимать решения, оперировать предметами, выявлять свойства и признаки предметов.

Публикации по теме:

Консультация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие.

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение №57 "Белочка" г. Улан-Удэ Доклад-презентация "Современные образовательные.

Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста Родионова И. Н., воспитатель Пушкина З. Н., воспитатель Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного.

Комплект дидактических игр «Умные прищепки» для развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста.Комплект дидактических игр «Умные прищепки» для развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста. Увлекательные и полезные игры для дошкольников, которые только осваивают счёт. Игры подойдут как для группового, так и для индивидуального.

Консультация для воспитателей. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Консультация для воспитателей Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС В соответствии с.

Современные образовательные технологии как средство повышения качества дошкольного образования Консультация с педагогами ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий, элементов проблемного обучения. Тема: «Современные.

Консультация «Современные образовательные технологии в ДОУ» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Семинар «Современные образовательные технологии в системе дошкольного образования» Уважаемые коллеги! «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному.

Современные образовательные технологии по социально-коммуникативному развитию детей Социальные акции — одно из направлений позитивной социализации дошкольников. Основная цель социальной акции — формирование эмоционально-ценностного.

Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников» Актуальной задачей современной системы образование является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Современные образовательные технологии для развития математических способностей у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 15:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД