МААМ-картинки

Консультация «Специфика интеграции в России»

Ирина Щепетинникова
Консультация «Специфика интеграции в России»

Специфика интеграции в России

В отличие от интеграции в западноевропейских странах, отечественные интеграционные процессы основываются на позицию деятельностного подхода. При его реализации обеспечивается единство разнообразной деятельности (учебной, игровой, коммуникативной, познавательной) на достижение определенных целей. При этом, цели и мотивы деятельности детей с разным уровнем психофизического развития, могут быть различными.

Публикация «Консультация „Специфика интеграции в России“» размещена в разделах

Опора на ведущую деятельность в дошкольном детстве – игру, учет сенситивных периодов в становлении высших психических функций, формирование типичных видов детской деятельности, их связь с возрастными изменениями служат основой для осуществления целенаправленного воспитания и обучения со стороны специально подготовленного взрослого.

Отечественная наука опирается на системный деятельностный подход к развитию личности ребенка, возможности которого не ограничены.

В России интегрированные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в начале 90-годов прошлого столетия. Это было связано с начинавшимися в стране политическими реформами и демократическими преобразованиями в обществе, с появлением в общественном сознании понятия самоценности личности, ее гарантированное право свободы выбора и самореализации. Стало очевидным, что ранняя социализация положительно сказывается на развитии детей, их адаптации в реальной жизни.

Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах:

ранней диагностике и коррекции имеющихся отклонений;

обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному в образовательное пространство;

обоснованного отбора для интегрированного обучения.

Первый принцип - раннее выявление отклонений, особенно в дошкольном возрасте. Он основывается на законодательном оформлении системы ранней помощи, функционирующей в рамках междисциплинарного подхода к работе специалистов. Данная система обязательно должна включать комплекс специалистов разного профиля: медицинского, социального, психолого-педагогического и дефектологического. Благодаря ранней коррекционной помощи дети, имеющие отклонения в развитии, впоследствии способны успешно обучаться в массовой школе.

Второй принцип – обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка. Даже, при достижении высокого уровня психофизического и речевого развития, позволяющего ребенку обучаться в массовых ДОУ, у него сохраняются особые образовательные потребности, связанные с тем или иным отклонением в развитии. Поэтому необходим подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ОВЗ, с учетом уровня его возможностей, особенностей психофизического и речевого развития.

Третий принцип – обоснованный и продуманный отбор детей для интегрированного обучения. Признавая важность и значимость интеграции, важно отметить существующие негативные тенденции, связанные с невозможностью интеграции всех детей. Прежде всего, это «уровень психофизического и речевого развития, близкий к возрастной норме». Очевидно, что данное условие делает невозможным объединение всех детей с ОВЗ.

Другим непреодолимым препятствием интеграции являются темповые характеристики образовательного процесса. Время не всегда является главным критерием успешности ребенка. Даже самый «нормальный» ребенок может иметь индивидуальные темпы усвоения материала. Поэтому, даже самая незначительная пошаговая динамика считается важным достижением.

«Психологическая готовность к интеграции» воспитанника, подразумевает мотивационную, личностную и специальную готовность. Наличие этих психологических аспектов позволяет предположить, что из системы интегрированного образования будут вновь исключены некоторые категории детей, например, с тяжелыми двигательными нарушениями, особенностями поведения и эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития и другие. В связи с этим, следует обратить внимание на аспекты инклюзивного образования.

Инклюзия отличается от интеграции по глубине интеграционных процессов, это глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг. Следует дифференцировать понятия интеграции и инклюзии. Главным отличием инклюзивного подхода от интегративного является качество изменений социально-педагогической среды, при полной перестройке учебно-воспитательного процесса, создании полномасштабной социально-образовательной среды и высокой готовности всех членов микро- и макро-социумов к личностным и профессиональным изменениям, в интересах детей с ОВЗ.

В последнее время в различных регионах определены наиболее эффективные модели интеграции. И в этом заслуга педагогов-новаторов! Существует интернальная интеграция - внутри системы специального образования, и экстернальная интеграция - взаимодействие системы специального и общего образования. Определение моделей интеграции позволило определить виды и формы интегрированного обучения.

Рассмотрим виды интеграции детей с ОВЗ в образовательном процессе в ДОУ, где открыты группы коррекционной и общеразвивающей направленности:

комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим и близким к возрастной норме, по 1- 2 человека на равных воспитываются и обучаются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы. При этом дети получают специальное сопровождение либо за счёт внутренних ресурсов учреждения и (или) за счёт положительного опыта сотрудничества с другими организациями;

частичная интеграция, при которой дети, ещё не полностью способные на равных со здоровыми сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня. Основной образовательный процесс при этом осуществляется в отдельной специальной коррекционной группе данного учреждения; группа, по всей вероятности, будет создана, также за счет внутренних ресурсов учреждения;

временная интеграция, при этой форме все дети коррекционной группы, вне зависимости от психофизического и речевого развития, объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий;

смешанная интеграция, при которой в дошкольной группе формируется смешанная среда, при уменьшении общего числа обучающихся и пропорциональном соотношении группы здоровых детей и детей с особенностями развития не менее 2:1. При таком виде интеграции в группе обязательно работает учитель-дефектолог, который является ведущим специалистом, осуществляющим образовательный и воспитательный процесс;

полная интеграция, при которой ребёнок с ОВЗ с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещает дошкольное учреждение наравне с типично развивающимися сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях и/или усилиями специалистов образовательного учреждения.

Привлечение внешнего ресурса для оказания специализированной коррекционной помощи организуется в большинстве случаев родителями как заинтересованными в первую очередь.

При всех представленных типах интеграции (за исключением последнего) предполагается наличие в учреждении штатных единиц - специалистов.

При смешанной, частичной и временной интеграции более широкий доступ к системе общеразвивающей направленности воспитания и образования получают дети, которые «условно типичны»: дети из семей неслышащих родителей, дети из двуязычных семей, семей беженцев и переселенцев.

Инклюзия – это процесс дальнейшего развития и расширения образовательной и воспитательной интеграции, изменение системы и принятие любого ребёнка, это гибкая система, учитывающая потребности всех детей, и с проблемами, особенностями развития, социальными характеристиками. Ребенок, проживающий на территории конкретного образовательного пространства, должен получить разноплановые образовательные услуги по месту жительства, и этот перечень услуг должен быть определен и согласован. При этом, важно закрепить законодательную технологию, независимо от типа и вида образовательного учреждения, выбранного в рамках социального заказа. И здесь на помощь приходят специалисты ПМПК, которые в рекомендательной форме предоставляют индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут, согласовывая его с родителями.

Итак, специфика интеграции в России - в постепенном возникновении в общественном сознании важности включения детей с ОВЗ в образовательное пространство, их принятие, определение вариантов психолого-педагогического сопровождения, создание необходимых условий образовательной интегративной среды на новом качественном уровне.

Публикации по теме:

Конспект занятия к Дню России «Государственные символы России и моей малой Родины» Номинация "Сценарий патриотического мероприятия" "Государственные символы России и моей малой Родины" (посвящается дню России) Муниципальное.

Конспект НОД для детей среднего возраста «Государственная символика России» Флаг России Тема:Флаг России Цель : Познакомить детей с флагом России, Дать знания о символическом значение цвета российского флага, Формировать эстетическое.

Консультация для детей по патриотическому воспитанию «Государственные символы России» Виды детской деятельности: • Познавательная, • игровая, • двигательная, • продуктивная, • коммуникативная • танцевальная..

Консультация для педагогов «Знакомство дошкольников с историческим прошлым России» Отечество, Отчизна, Родина… в корнях этих слов близкие для каждого взрослого и, особенно для ребенка образы: мать и отец, те, кто дает жизнь.

Консультация для родителей «Наш город — капелька России» «Наш город – капелька России» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить.

Консультация для воспитателей «Реализация целевого компонента по направлению «Мы живем в России» Консультация для воспитателей «Реализация целевого компонента по направлению «Мы живем в России» Терпение, доброта, щедрость, милосердие,.

Специфика информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников Терминология. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Информационная технология – комплекс.

Специфика проведения математических досугов в разных возрастных группах Досуг – свободное время. Так же как и взрослые дети любят проводить свое свободное время весело, увлеченно и с пользой. Одной из основных.

Специфика развития творческого мышления детей Совсем недавно я рассмотрела модель творческого мышления по Дж. Гилфорд. В соответствии с основной идеей этой модели творческое мышление.

Специфика взаимодействия воспитателя с родителями по вопросам проблем ребенка Специфика взаимодействия воспитателя с родителями по вопросам проблем ребенкаГродина Т. Ф., воспитатель МК ДОУ №262 г. Новосибирска[/b].

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Специфика интеграции в России»
Опубликовано: 1 июня 2016 в 10:19
+151Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 89.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД