Консультация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»

Ирина Борисова
Консультация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»

Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как,

во-первых, в последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается с одной стороны в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, а с другой стороны неумение согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному человеку.

во- вторых, в настоящее время в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по "учебному" типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе, сюжетной игре, как важному фактору развития ребёнка.

Целью настоящей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная апробация такого комплекса педагогических условий, который смог бы обеспечить эффективность процесса формирования гуманных отношений у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Объектом исследования определено развитие положительных взаимоотношений детей.

Предметом исследования выступает использование сюжетно-ролевой игры в развитии положительных взаимоотношений у детей шестого года жизни.

В основу работы положено исследование гипотезы, которая заключается в том, что формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре, которые характеризуются отзывчивостью, доброжелательностью, сочувствием, заботливостью, справедливостью и внимательностью, будет осуществляться более успешно при наличии следующих педагогических условий:

- Использование специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию положительных отношений дошкольников к окружающим.

- Организация предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры: беседы с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы.

- Использование игр на сплочение детского коллектива

- Пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса.

Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, работа разделена на следующие разделы:

- введение, где обозначена актуальность, цель исследования, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования;

- две главы с подпунктами, одна из которых носит теоретический характер, а вторая – практический;

- заключение;

- список литературы и приложения.

В первой главе рассматриваются следующие вопросы

- роль общения в развитии личности ребенка (стр7-9);

- особенности общения дошкольников (подробнее вы можете ознакомиться на стр. 10-12);

- особенности работы по формированию взаимоотношений дошкольников в сюжетно- ролевой игре (подробнее на стр. 13-17);

- понятие педагогической поддержки (подробнее вы можете ознакомится на стр. 18-19)

В частности даётся определение понятия и основных составляющих элементов общения как коммуникативного процесса, рассматриваются

- основные показатели положительных взаимоотношений между детьми в группе

(например, проявление заботы о товарище по группе, о развитии хорошей игры; помощь и взаимопомощь; способность поступиться личным желанием в пользу друга)

- понятие о том, какие правила связанные с игрой должны усвоить дошкольники

(например, когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь; старайся хорошо четко выполнять свою роль и правила в игре и др.)

Также в рамках настоящей главы приводится характеристика четырех основных тактик педагогической поддержки

(например, содействие, при котором ребенок ставится в ситуацию самостоятельного выбора способа решения проблемы; взаимодействие, при использовании которого педагог учит ребенка договариваться с окружающими, решая свои проблемы).

Вторая глава посвящена изучению состояния работы по формированию дружеских взаимоотношений детей старшей группы в сюжетно-ролевой игре. Она состоит из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного.

В ходе исследовательской работы на констатирующем этапе был проведён подробный анализ в области наиболее важных аспектов данной тематики. Для получения наиболее емкого результата были использованы следующие методы:

- Анализ планов воспитателей.

- Анкетирование воспитателей.

- Методика исследования детских взаимоотношений «Картинки»

- Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры.

В формирующей части эксперимента было уделено внимание следующим задачам

- повышению уровня дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр;

- повышение развития у детей способности понимать состояние, настроение другого человека, формировать способы эмоционального содействия, оказывать помощь, сочувствовать

Для решения первой задачи были разработаны и внедрены специальные игровые ситуации в сюжетно-ролевых играх детей, позволяющие внести в сюжет такие изменения, которые потребовали бы от детей проявления гуманных чувств и отношений к сверстникам (см. приложение 6).

Для решения второй задачи была проведена предварительная работа перед организацией сюжетно-ролевых игр. (Приложение № 5)

Целью контрольного этапа эксперимента стало определение эффективности экспериментальной работы по формированию положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников. Для решения поставленной цели использовались следуюшие методы:

1. Методика «Картинки»

2. Наблюдение и анализ сюжетно- ролевых игр

Сопоставление показателей сформированности положительных отношений констатирующего и контрольного этапов позволило нам сделать вывод, что проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

У детей стали проявляться различные виды гуманных отношений; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.

Данная работа помогла подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх будет осуществляться более успешно при:

1) организации предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры:

• беседы с детьми;

• наблюдения;

• чтение художественной литературы;

2) использовании специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим;

3) проявлении примера гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса;

4) использовании в работе с детьми игр на сплочение коллектива.

Таким образом, задачи, поставленные в ходе исследования, были решены.

В заключении я отмечаю, что в данной исследовательской работе сюжетно-ролевая игра послужила главным инструментом формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведение сюжетно-ролевых игр способствует налаживанию коллективных взаимоотношений дошкольников со сверстниками, их необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

borisova_a4ru9.pptx | 493,56 Кб | Скачан: 1
 
Публикации по теме:

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста». 1слайд Уважаемые коллеги вашему вниманию.

Использование знаний о родном крае и получение новых через сюжетно-ролевые игры у детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» Методическая разработка Использование знаний о.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего возраста» Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Консультация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 октября 2017 в 18:46
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Секреты волшебного узелка»
Детский мастер-класс «СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНОГО УЗЕЛКА» Цель: формирование навыков изобразительной деятельности у дошкольников посредством использования...
Оформление помещения.
Детский сад — это второй дом для ребенка, в котором он должен и чувствовать себя, как дома. В полной мере этому способствует окружающая обстановка. Так,...
Новогодний утренник в подготовительной группе по сказке «Золотой петушок»
Новогодний утренник в подготовительной группе по сказке «Золотой петушок» Дети входят в зал под музыку, обходят ёлку и останавливаются у стульев. Вед....
Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»
В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки, словарный запас...
Акция посвященная Всемирному Дню памяти погибших в ДТП (19 ноября).
17 ноября 2017 года воспитанники творческого объединения "Журавлик"под моим руководством совместно с классным руководителем 3 "В" класса "Красноярская СОШ...