Консультация «Татарские орнаменты в изодеятельности».

РУФИНА ХАЙРУЛЛИНА
Консультация «Татарские орнаменты в изодеятельности».

«Татарские орнаменты в изодеятельности».

Декоративная работа в детском саду.

В осуществлении задач эстетического воспитания дошкольника значительное место принадлежит декоративному искусству. В искусстве каждого народа есть свой национальный орнамент. В народном декоративно-прикладном искусстве Татарии, которое выразительно иллюстрирует особенности национальной культуры, немало примеров высокой декоративности цвета, сочных цветовых контрастов. Праздничность, узорность, насыщенность его по колориту, ритмичность в построении узора отвечают интересам дошкольника, дают богатую пищу для художественного восприятия.

Главной формой украшения изделий татарского народа творчества является художественный орнамент. В татарском орнаменте часто встречаются элементы растительности: листья, плоды растений, цветы (тюльпаны). Формы растительного узора взяты из богатой татарской природы и мастерски выполнены народными умельцами. В орнаменте встречаются изображения птиц и животных.

Занятия декоративного характера (рисование, аппликация) играют важную роль в сенсорном развитии ребенка.

В процессе декоративной работы усваиваются пространственные представления (слева, справа, середина, углы, верх, низ, вокруг, воспитывается глазомер, чувство пропорции.

У детей очень рано пробуждается любовь к использованию в рисунке ярких цветов, их ритмического чередования. Это стремление к красивому, в значительной мере может быть удовлетворено в декоративной деятельности, которая используется в средней группе для осуществления эстетического и сенсорного воспитания развитие чувство цвета, композиции, расширения представлений о геометрических формах. Дети узнают о том, что значить украшать вещ узором и для чего это нужно. Нанесение украшения на предмет придает ему весёлый вид, вызывает эстетическое удовольствие, доставляет детям радость.

Основная задача в этой группе – учить детей располагать простейшие декоративные элементы в ритмической последовательности по цвету, форме, величине на бумаге, вырезанной в виде полоски, квадрата, круга.

Знакомить детей средней группы с простейшими элементами татарского узора лучше всего через декоративную аппликацию, где составлением узора дети овладеют быстрее. В средней группе дети усваивают простейший ритм и некоторые способы украшения предметов, пользуясь готовыми формами в аппликации, а в старшей группе они учатся приемам рисования различных форм узора.

Основные задачи декоративной работы в старшей группе: привлечь внимание детей к вещам, украшенным декоративным узорам; возбудить интерес к труду людей, которые делают красивые вещи. Программой воспитания предусмотрено учить детей красиво подбирать цвета, соблюдать ритм, симметрию.

Детям дается бумага определённой формы для фона (полоски разной ширины, квадрат, изображающие полотенце, дорожку, салфетку и др., а также бумага, вырезанная в форме принадлежностей одежды (фартука, тюбетейки, ичига).

С повышением роли восприятия художественных предметов в развитии декоративного творчества детей в старшей группе все большее место занимает показ подлинных предметов, вещей. В основном же обучение умениям и навыкам составлениям узора осуществляется показом узоров, создаваемых на основе рассмотренных художественных вещей.

Роль дидактического образца – наглядно познакомить со способом выполнения узора, размещения элементов и цвета. Однако образцом целесообразно пользоваться в тех случаях, когда детей знакомят с новым мотивом узора, новой композицией или расцветкой. Прежде всего нужно установить содержание узора: из каких элементов он состоит, где они повторяются, в каких местах расположены (в середине, по углам, сторонам или по – другому, как сочетаются цвета, крупные и мелкие элементы.

Занятия строятся так, что на каждом из них частично повторяются те или иные узоры или создаются варианты, задуманные детьми.

Публикации по теме:

Проектная деятельность. Тема: «Оренбургский пуховый платок» Целью данного проекта является: развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских.

Танец «Татарские узоры» Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Орнаменты и узоры
Автор публикации:
Консультация «Татарские орнаменты в изодеятельности».
Опубликовано: 30 июля 2013 в 20:29
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Знайка в гостях у ребят — конспект открытой образовательной деятельности в старшей...
Цель : Закрепление полученных знаний. Задачи: Ознакомление с окружающим миром : 1. Расширять представление детей о природных сообществах ( болоте. 2....
Фотоотчет «Широкая Масленица, мы тобой не нахвалимся!»
С Масленицей ласковой поздравляем вас, Пирогам повластвовать наступает час. Без блинов не сладятся проводы зимы, К песне, к шутке, к радости приглашаем...
Мы — на катке!
Самым простым и доступным оздоровительным средством для детей и взрослых являются прогулки на свежем воздухе. В нашем поселке проводится самая разнообразная...
Песня-переделка «Песня про воспитателя»
Песня -переделка "Песня про воспитателя" Песня на мотив "Надежда, мой компас земной" Добрый вечер, уважаемые гости моей странички! Так как я в душе...
Проект «Играя, развиваем речь»
Постановка проблемы: На репетиции утренника дети играли в Русскую народную игру "Шел козел по лесу" один ребенок сел на стульчик и отказался играть,...