Получи документы

Консультация «Театр на фланелеграфе»

Ольга Туркова
Консультация «Театр на фланелеграфе»

Консультация"Использование картинок на фланелеграфе"

Театр картинок начинается с фланелеграфа. Он наиболее прост в изготовлении и показе. Картинки на фланели и декорации – плоские, их показывают на специальной доске, обтянутой фланелью. Стоя сбоку доски, воспитатель рассказывает сказку и по ходу действия прикладывает к доске одну за другой картинки персонажей и оформления. Картинки не падают, послушно ложатся на цветной фон доски, легко и быстро образуют новую, большую и яркую картину. Дети сидят перед столом, с интересом слушают сказку и смотрят картинки на доске. Фланелеграф – оригинальная форма иллюстрированного рассказа.

Публикация «Консультация „Театр на фланелеграфе“» размещена в разделах

Интерес к фланелеграфу у работников дошкольных учреждений, бесспорно, большой, и желающих заняться увлекательным и полезным делом немало. Он может быть интересно использован как развлечение, а также на занятиях. Но, не имея практической и методической помощи, не зная специфики фланелеграфа, воспитатели часто не знают как его организовать. Составляя эти рекомендации, я постараюсь помочь им в этом.

Сначала нужно сделать доску фланелеграфа. Для этого на прямоугольную доску из фанеры, тонкого теса или толстого картона натягивают светлую фланель или байку ворсом наружу, закрепляя ее края на обратной стороне доски. С лицевой стороны доску желательно окантовать невысокой рейкой. Положение доски должно быть устойчивым. Заменять доску рамой нежелательно, так как фланель на раме вдавливается и картинки будут падать. Доску нужно хранить в специальном чехле, тогда ею можно пользоваться в течение долгого времени.

Картинки для показа лучше, конечно, красочно раскрасить. Рисунки с мелкими деталями лучше вырезывать, оставляя бумажные белые поля, которые потом можно затушевать под цвет фланелеграфа. Это позволит дольше использовать картинки без утраты мелких деталей или их поломки.

Перед тем, как вырезывать картинки, их наклеивают на фланель ворсом наружу и обязательно просушивают под прессом. Когда картинки просохнут, их вырезают и опять кладут под пресс, чтобы они не покоробились. Приглаживать картинки утюгом нельзя, так как ворс может замяться и при наложении на доску они не будут держаться.

Начинать работу с фланелеграфом нужно с выбора литературного произведения. Специфика фланелеграфа такова, что в нем можно показывать не всякое произведение, так как картинки сами по себе статичны и в основном только иллюстрируют рассказ воспитателя. Поэтому нельзя брать произведения, где важное значение имеет движение персонажей. Например, эффект показа сказки «Репка» пропадает из-за того, что на фланелеграфе нельзя показать, как тянут и вытягивают репку. Нельзя достаточно убедительно показать и сказку «Теремок», так как герои ее не могут ни входить в теремок, ни выглядывать из него.

Для фланелеграфа лучше выбирать такие произведения, где персонажи в основном статичны. Они могут разговаривать, сидеть или стоять, приходить и уходить (когда картинки прикладываются к доске и убираются).

Наибольший эффект показа на фланелеграфе достигается тогда, когда из подготовленных картинок составляется новая композиция. При этом нужны некоторые правила. Например, нельзя располагать персонажи лицом к краю доски фланелеграфа : перед ними всегда должно быть какое-то пространство. Нежелательно так же размещать картинки на одной половине доски, необходимо соблюдать равномерность их распределения по полю фланелеграфа. Надо следить затем, чтобы картинки находились не слишком высоко или низко и были соразмерны с доской фланелеграфа и т. д. Словом составление композиции – процесс творческий, и воспитатель, конечно, должен всегда это иметь в виду.

На доске фланелеграфа можно изобразить лес и луг с цветами и бабочками, реку и море с лодками и пароходами, улицу города с транспортом и пешеходами, сказочное царство Кащея, космос со спутниками и космическими кораблями… Естественно, что большое значение в этом показе имеет текст и его исполнение. Воспитатель произносит его и за автора, и за действующих лиц, а это требует подготовки и определенного мастерства. Рассказ нужно вести, не спеша, давая детям возможность понять содержание, рассмотреть картинки и оценить возникающие композиции на доске. Иногда можно читать отдельные эпизоды без показа картинок, но при этом нужно всегда помнить, что смысл зрелища теряется, если оно не делает литературное произведение более интересным, ярким и содержательным.

Важным моментом в подготовке фланелеграфа является подбор картинок. Их можно брать из любых книг: для этого выбранные картинки перерисовывают и раскрашивают. Пи этом нужно помнить, что рисунки должны быть выразительны, красочны и стилистически едины, т. е. исполнены в одной манере. Поэтому хорошо, когда комплекты картинок составляются к каждому литературному произведению, а не собираются из разных книг. Это помогает выдержать масштаб картинок, их колористическое и стилистическое единство.

Кстати, масштаб на фланелеграфе – вещь условная. Дом или дерево могут быть меньше фигуры человека, особенно если надо показать, что они расположены вдали. Масштаб надо соблюдать лишь в отношении персонажей, действующих одновременно. Если, например, разговаривают лиса и медведь, то последний должен быть больше, но не намного. Иногда картинки в книгах изображают какой-нибудь предмет не полностью: часть дома или дерево без верхушки. Такие картинки можно использовать в том случае, если их располагать на доске фланелеграфа так, чтобы рамка обрезала недостающую часть, как край страницы в книге. Если же такой нужно разместить в середине доски, то недостающую часть следует дорисовать.

Интересной формой изготовления фланелеграфа являются детские рисунки. Для этого на занятиях детям дается задание нарисовать какой-нибудь предмет или сценку из прочитанной книги. Лучшие рисунки отбираются и используются для показа на фланелеграфе.

Тщательно подготовив все необходимое для показа той или иной сценки, воспитатель может сначала попрактиковаться в показе. Это позволит ему определить время, необходимое для показа, определить расположение картинок на доске фланелеграфа. При этом желательно учесть и возможные реакции детей, вопросы, чтобы быть готовым для дополнительных разъяснений.

Перед показом фланелеграфа картинки раскладывают на столе в порядке их появления, лицевой стороной вниз, и нумеруют. Приспособление с фланелеграфом ставится против окна, с тем условием, чтобы свет падал на доску. Воспитатель стоит или сидит так, чтобы не загораживать доску и свет.

При показе сценок на фланелеграфе надо сделать все возможное, чтобы они были художественными и максимально способствовали эстетическому воспитанию.

Публикации по теме:

«Варежковый театр» для детей дошкольного возраста«Варежковый театр» для детей дошкольного возраста Увлекаясь разными видами кукольного театра, я изготовила "варежковый театр" для детей дошкольного возраста. Театр представлен в технике.

Театр, изготовленный моими рукамиТеатр, изготовленный моими руками Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Театр приобщает ребенка к духовным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Театр на фланелеграфе»
Опубликовано: 12 января 2015 в 17:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД