МААМ-картинки

Консультация «Возможные психологические последствия широкого применения компьютерных игр»

Светлана Давыдова
Консультация «Возможные психологические последствия широкого применения компьютерных игр»

Консультация

«Возможные психологические последствия

широкого применения компьютерных игр»

Давыдова С. И.,

воспитатель МБДОУ ДС №62

города Старый Оскол

Белгородской обл.

Исследования, касающиеся психологических последствий применения при работе с детьми компьютерных игр, появились относительно недавно в связи с повсеместным распространением компьютеров и игровых компьютерных систем.

Психологи отмечают следующие негативные явления, связанные с чрезмерным увлечением компьютерными играми :

Публикация «Консультация „Возможные психологические последствия широкого применения компьютерных игр“» размещена в разделах

у детей быстро формируется психологическая зависимость от игры, если дети предоставлены сами себе;

ребенок отчуждается от живого общения со сверстниками и со взрослыми. В результате появляются различные нарушения психического и речевого развития;

из жизни вытесняется традиционная игра, которая необходима для нормального психического развития ребёнка и его личностного становления;

для ребенка становится чужой культур своего народа, своей страны. Вся эстетика экрана построена на инокультурных образах, персонажах, интерьерах, ландшафтах;

многие компьютерные игры способствуют пробуждению и разжи-ганию пагубных влечений и страстей: нездорового азарта, лжи, зависти, властолюбия, тщеславия, жажды наживы, гнева, гордости, агрессивности. Происходит перестройка сознания и совести ребёнка в худшую сторону;

с помощью некоторых компьютерных игр ребёнок входит в виртуальное общение с демонами, монстрами, вампирами и другой нечистью. Ребёнок невольно уподобляется им и этим снимает защиту перед их нападениями, а значит, становится незащищённым перед лицом страхов и болезней;

блуждая в компьютерных лабиринтах, ребёнок, пусть и виртуально, но участвует в убийствах не только монстров, но и сверстников-игроков. Ребёнок переступает и стирает запретную черту, которая разделяет понятия «нельзя» и «можно», «плохо» и «хорошо», «зло» и «добро». Он преступает моральные нормы пока виртуально, но, к сожалению, это может произойти и в реальности;

психическое напряжение, возникающее в процессе компьютерной игры, вызывает стрессовые состояния у ребёнка.

Чтобы нивелировать отрицательные воздействия компьютерной игры на ребенка, прежде всего следует контролировать, содержание игр, исключать игры с насилием, жестокостью, сатанинской тематикой, элементами культовых обрядов.

Необходимо также ограничить время игры, объяснить, что компьютерные игры основаны на быстроте и точности, а не на продолжительности. Следует придерживаться правила не играть перед сном.

Однако психологи отмечают и положительное влияние использования компьютерных игр на личность ребенка. Основополагающим фактором является символический опыт, полученный в компьютерной игровой среде и отражающий всю суть взаимодействия противоположностей в рамках виртуальных систем. Понятие «символ» включает в себя огромный спектр философских и обыденных значений, но представляется важным изучение символических категорий компьютерной игры как базового культуроформирующего фактора.

Символический опыт находит отражение в любой деятельности че-ловека, живущего многочисленными реальностями (реальности труда, науки, сна, искусства, фантазий и т. д.). Содержание и особенности компьютерных игр создают особое пространство игровой деятельности, характеризующееся рядом спецификаций - реализмом ситуации и одновременно ее условностью, активностью игрока и анонимностью его действий. Рискованность, повторяемость и многовариантность обусловливают формирование символического опыта в максимально эффективных условиях, редко достижимых в действительности.

Компьютерная игра позволяет, во-первых, удовлетворить потребности в познании; во-вторых, прожить в иной, привлекательной форме ситуации и события, которые человек не может осуществить в реальности; в-третьих, сформировать в себе необходимые состояния, переживания и навыки. Возможность анонимного принятия решения и многократное использование конкретной игровой ситуации характеризуют компьютерные игры как универсальное средство приобретения символического опыта, как своеобразный тренажер человеческих навыков и умений, необходимых для решения задач человеческой жизнедеятельности.

Вопрос о негативных факторах компьютерных игр в развитии культуры может считаться сегодня чисто академическим. Элементы насилия и зла пронизывают множество форм человеческой активности, вытекая из природной сущности человека. И проблема заключается не в уничтожении отрицательных категорий общественной жизни, а в формировании личностью умения адаптироваться к ним с минимальными для себя и общества потерями. Данное положение обусловливает необходимость научноконцептуального рассмотрения и теоретической разработки феноменологии компьютерной игры в новых условиях человеческого бытия.

Первостепенным является изучение культурологических аспектов феномена, определение понятия символического опыта в рамках компьютерной игровой среды, параметров и факторов его приобретения, разработка понятия компьютерного игрока как субъекта символического опыта.

Виртуальная реальность в силу всех особенностей искусственного пространства формирует новый тип личности, наделяет его уникальными способностями и возможностями самореализации.

Мышление и поведение компьютерного игрока в реальности заметно выделяют его среди обычных людей. Актуальным преимуществом следует считать символический опыт, полученный в игровом пространстве и характеризующийся расширением кругозора, формированием новых понятий, развитием лексики, приобретением специальных навыков и повышенной результативностью их использования в реальной жизнедеятельности. Успешное пребывание в игровой среде, получение продуктивных результатов повышает самооценку личности, ее способность к решению сложных и разнообразных задач человеческого бытия.

Компьютерный игрок быстрее и эффективнее реагирует на изменение текущей ситуации, обладает способностью прогнозирования и предвидения дальнейшего хода развития событий, активнее включается в общественные процессы, успешнее осваивает достижения науки, техники и культуры. Для него характерно – как в условиях игровой среды, так и вне ее улучшенное восприятие пространства, экономичное распределение внимания, гибкость мышления, эмо-циональное спокойствие, коммуникационная активность, что позволяет ему решать поставленные задачи с минимальными ошибками и максимальной результативностью, избегая негативных психологических состояний. Данный тип личности представляет собой полноценного субъекта общественных, производственных и межличностных отношений.

Все это свидетельствует о необходимости ознакомления студентов с феноменом «компьютерный игрок» и особенностями его деятельности для

получения ими определенного опыта, который, несомненно, будет востребован в условиях компьютеризации обучения дошкольников.

Прежде всего, следует выделить типы компьютерного игрока с позиции эффективности игровой деятельности: 1) стандартный тип, включающий в себя умеренные показатели игровой деятельности при неограниченном доступе к игровому пространству; 2) жанровый тип, специализирующийся в конкретном жанре компьютерной игры и развивающий качественные показатели своей деятельности; 3) начинающий тип игрока с неоформившимися игровыми потребностями, но с ярко выраженным стремлением к познанию игрового пространства; 4) спорадический тип, предпочитающий спонтанное взаимодействие с развлекательными типами компьютерных игр; 5) тотальный тип, характеризующийся максимальной включенностью в виртуальное пространство.

Все выделенные типы проанализированы по двум параметрам - это включенность в игровое пространство (активное и пассивное поведение игрока и его психическое состояние) и цель игровой деятельности (развлечение, релаксация, познание, опыт).

Таким образом, можно сделать вывод, что психологические последствия компьютеризации как научная проблема впервые заявили о себе тогда, когда возникла новая информационная технология в трудовой, научной деятельности, в обучении.

В условиях компьютеризации игровой деятельности существенные изменения, отражающие закономерности овладения таким средством деятельности, как компьютер, происходят прежде всего в познавательной сфере обучаемых.

С одной стороны, компьютер является сложным объектом познания, овладение которым предъявляет более высокие требования к организации деятельности и ее структурированности, то есть определенной зрелости интеллектуальных структур. С другой стороны, становясь средством, компьютер позволяет реализовать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться.

На этапе овладения компьютером со всей очевидностью проявляются те недостатки педагогического воспитания и обучения, которые были совершены на стадии овладения способом действия с реальным предметом или предметом-заместителем.

Таким образом, с одной стороны, компьютерные игры требуют наличия определенного уровня познавательной активности и ее интенсивности, а с другой стороны - сам компьютер является мощнейшим источником развития как познавательной активности, гак и других интеллектуальных чувств ребенка (любознательности, удовлетворенности результатом своей деятельности, а также волевых качеств, позволяющих сохранить и удержать процесс игры в определенных рамках, исключающих привыкание.

Литература

1. Бабаева, Ю. Д., Войскунский, А. Е. Психологические последствия информатизации [Текст] /Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войкунский //Психологический журнал, - 1998. -№ l.-C. 32-34.

2. Белавина, И. Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры [Текст] /И. Г. Белавина//ИНФО. - 1991. -№ 3.

3. Могилева, В. Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет и работе с компьютером [Текст] /В. Н. Могилева. - М., 2007.

4. Тимофеева, Л. П. Компьютерные игры как фактор приобретения символического опыта: Дисс.. канд. философ, наук [Текст] /Л. П. Тимофеева. - М., 2003.-167 с.

Электронные ресурсы

5. https://cyberpsychology.report.ru.

6. https://addict-s.nm.ru.

7. https://cyberpsychology.report.ru.

8. https://lib.active.by/psychology/activeby_readme.php?category=15.

9. https://psychcentral.eom/iMUddii :lion/.

10. http ://www .psy factor. org/ly br9.htm.

11. https://psynet.by.ru/texts1.htm.

Публикации по теме:

Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников путем применения нейропсихологических технологий Дошкольный период детства - самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны.

Консультация для педагогов «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Тема: «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов.

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии и возможность их применения в домашних условиях» Цель - построение эмоционально – доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию здорового ребёнка и позитивной самореализации.

НОД по рисованию с элементами применения нестандартного оборудования «Звезда-Герой» к празднику 23 февраля Конспект НОД по рисованию в старшей группе группе Автор : Саяфарова Татьяна Петровна, воспитатель МБДОУ №102 г. Миасса (нетрадиционные техники).

Психологические последствия просмотра мультфильмов и телевизора в раннем возрасте. Памятка для родителей Современный мир развивается, появляются все новые и новые технологии. Но мы иногда даже не задумываемся над тем, сколько времени мы проводим.

Родительское собрание «Последствия пивного алкоголизма» Родительское собрание «Последствия пивного алкоголизма» Цели и задачи собрания: 1. Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения.

Теоретические основания применения музыкотерапии и логоритмики в музыкально-эстетическом воспитании детей Т. А. КОСТОГРЫЗ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики СГГУ О. В. РЯБОВА, музыкальный руководитель ГБ ДОУ№ 114 г. Севастополя.

Возможности применения режиссерских игр в детском саду. Статья "Возможности применения режиссерских игр в детском саду". Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и.

Эффективность применения современных образовательных технологий и методикЭффективность применения современных образовательных технологий и методик Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы воспитателей группы «Ромашка» позволяет.

Занятие «Правонарушения подростков и их возможные последствия. Уголовная ответственность несовершеннолетних» Целевая аудитория: от 7 до 13 лет. Форма и методы работы: коррекционное занятие. Цели: Обучающая: Формирование представления о тревожности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Возможные психологические последствия широкого применения компьютерных игр»
Опубликовано: 23 сентября 2016 в 16:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД