Папки-передвижки

Консультация «Здоровьесберегающий потенциал интегрированной образовательной деятельности»

Кирсанова Светлана
Консультация «Здоровьесберегающий потенциал интегрированной образовательной деятельности»

Проблема влияния образования на здоровье ребенка в условиях детского сада не только не является новой, но и с каждым годом становится все актуальнее.

Еще в 1904 году был издан царский указ под названием «Каким должно быть образование, чтобы не повредить здоровье школьника».

В условиях модернизации российского образования возрастают требования к интеллектуальному развитию детей не только в школе, но в детском саду. Образовательный процесс неизбежно сопровождается умственной, психологической и физиологической нагрузкой. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребенку» и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста. Поэтому на современном этапе и возникла проблема здоровьесбережения.

Публикация «Консультация „Здоровьесберегающий потенциал интегрированной образовательной деятельности“» размещена в разделах

Таким образом, здоровьесберегающие технологии отвечают на вопрос «Как учить, чтобы не навредить здоровью ребенка»

Ученые располагают многочисленными доказательствами того, степень утомляемости, уровень невротического состояния, эмоциональный комфорт и, в конечном счете, состояние здоровья детей в возрасте от 1,5 до 7 лет зависят не только от объема учебной нагрузки, но и от методов, режимов и педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО от 17 октября 2013 года Приказ №1155 Министерства образования и науки РФ) ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

В документе красной строкой проходит необходимость отказа от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская и др.

В детском саду для детей с нарушением зрения проблема выбора наиболее оптимального варианта организации воспитательно-образовательного процесса в сочетании с коррекционной работой по восстановлению зрения наиболее актуальна.

Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Часто нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого развития. Поэтому обучение и воспитание в детском саду направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи и взаимодействии.

Поэтому мы включили в педпроцесс интегрированную образовательную деятельность как обладающую наибольшим здоровьесберегающим потенциалом.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Интеграция – это комплексное воспитание, обучение и развитие, обеспечивающее взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь разных видов деятельности по созданию у детей целостной картины мира.

Примером интегрированного подхода может быть включение в различные формы работы по физическому развитию решения задач речевого, математического, экологического, музыкального воспитания детей. В этих случаях усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач осуществляется не на фоне подавления двигательной активности детей, а наоборот – как ее результат. Здесь средства и методы физической культуры могут быть использованы не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной деятельности, где можно использовать проблемные, занимательные ситуации, стимулирующие творческий потенциал ребенка.

Каждое интегрированное занятие посвящено одной теме или сюжету, все его части взаимосвязаны и дополняют друг друга. Организация таких занятий оставляет место и для импровизации, когда педагог подчиняется желаниям детей, например: спеть песню, придумать небылицу, задать вопрос персонажу. Это способствует созданию атмосферы творческого подъема, дети испытывают радость от общения с взрослыми, раскованны и непосредственны.

Варианты занятий могут быть разными:

-с использованием различных персонажей,

- построенные на сюжете сказки,

- с применением элементов сюжетно-ролевой игры,

- с использованием русского народного фольклора и т. д.

Главное, занятие должно носить игровую форму. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, сталкиваясь с трудностями, скрытой учебной задачи.

Организация предметно-развивающей среды

Влияние предметного окружения на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно. Здоровьесберегающая направленность предметной среды обеспечивает эмоциональное благополучие и сохранение физического здоровья ребенка, максимальное развитие его творческого потенциала, интеллектуальных возможностей. Это и определенные требования к помещению, где проводится занятие, к мебели, к техническим средствам, игровому оборудованию, учебным пособиям. Они предусматривают деятельностно-возрастной подход, вариативность, обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности.

Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной возрастной среде. Поэтому необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность детей. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха. Это необходимо, как для познавательного развития детей, так и для их нормального психофизиологического состояния.

Взаимодействие специалистов

Учитывая специфику построения интегрированного занятия, открываются большие возможности для взаимодействия всех участников образовательного процесса, т. е. в занятие могут включаться и учитель-логопед, и учитель- дефектолог, и педагог- психолог и др. специалисты. Каждый специалист средствами своего предмета закрепляет общую тему занятия, решает свои задачи, расширяет содержание опыта ребенка, имеет возможность наблюдать за ребенком со стороны и делать выводы для планирования дальнейшей индивидуальной работы с тем или иным ребенком, подбирать эффективные методы и приемы, максимально соответствующие особенностям воспитанников.

Таким образом, игровой характер построения интегрированных занятий, взаимопроникновение образовательных областей, отсутствие психологического давления на ребенка и его положительные эмоции, способствуют гармоничному развитию, сохранению здоровья и создают основу для реализации здоровьесберегающей педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Творческо-информативный проект «Волшебный мир дорожных правил»Творческо-информативный проект «Волшебный мир дорожных правил» С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждая.

Эссе «Модернизация в дошкольном образовании» Дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е. В каждом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Здоровьесберегающий потенциал интегрированной образовательной деятельности»
Опубликовано: 19 октября 2014 в 19:11
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД