Анжелика Медведева
Консультация «Зимняя тема в классических музыкальных произведениях с использованием технологии О. П. Радыновой»
Всем известно о пользе прослушивания классических произведений. Опрос детей и анкетирование родителей показали, что дети не знают и не слушают классическую музыку дома, не посещают концерты. Поэтому музыкальным руководителям необходимо уделять этому особое внимание. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, у него воспитывается эстетический вкус, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, которая связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Публикация «Консультация „Зимняя тема в классических музыкальных произведениях с использованием технологии О, П, Радыновой“» размещена в разделах
- Зима. Консультации для родителей в зимний период времени
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
В дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры и это должна быть классическая музыка. Классическая музыка - основа музыки вообще. Как азбука. Но, чтобы ее воспринимать, у человека должна сложиться определенная система восприятия, определенная система ценностей. Пустить в душу классическую музыку – все равно, что открыть окно в прекрасный мир, новых и приятных ощущений. Музыка для души важна, как свет для картины. Классическая музыка пробуждает в наших душах самые светлые и добрые чувства, фантазию и разные эмоции, которые так необходимы всем людям в жизни.
О. П. Радынова разработала технологию развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В задачи этой технологии входит накапливание опыта восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширение знаний детей о народной музыке. Технология О. П. Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности. Основная цель программы – развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. Особые методы, разработанные О. П. Радыновой :
Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.
В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов.
Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.
Моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки - (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию». Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.
Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте).
Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по-разному.
Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте. Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия.
Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.
Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.
Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети первой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.
Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.
Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.
На различных сопоставлениях детям легче различать выразительные средства музыки и других искусств (поэзии, живописи, танца, находить черты сходства и различия настроений, созвучно музыке передавать образы природы в рисунках, движениях, оркестровке. У детей развиваются эстетические чувства, образная речь (применение эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные разными видами искусств).
Программа О. П. Радыновой построена на тематическом принципе и включает в себя шесть тем. Одна из тем «Природа и музыка», в ней выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.
Смена времен года – тема, которая испокон века притягивает внимание художников, творящих в различных видах искусства. Между тем музыканты, как впрочем и поэты, зачастую трактуют её в философском ключе, проводя параллель между объективными изменениями погоды и субъективным ощущением быстротечности человеческой жизни.
Особое внимание они уделяют зиме, изображая ее как последний этап существования перед уходом в небытие. В их воображении вместе с наступлением зимы земля попадает под власть разрушительных стихий, а из глубин человеческого подсознания выползают черные силы вселенского одиночества. Однако есть авторы, которые воспринимают зиму жизнерадостно, находя в ней источник таких удовольствий, как катание на санях, маскарады, встреча Нового года, празднование Масленицы.
В русской музыке XIX века, пожалуй, самые интересные страницы, посвященные зиме, принадлежат перу Петра Ильича Чайковского (1840—1893). Наглядные картины зимы были им созданы в фортепианном цикле «Времена года», где каждому месяцу посвящена пьеса с литературным эпиграфом. Так январю «У камелька» предшествуют строчки А. Пушкина из стихотворения «Мечтатель» (1815) :
И мирной неги уголок ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек, и свечка нагорела.
Февралю «Масленица» – строчки П. Вяземского из стихотворения «Масленица на чужой стороне» (1853) :
Скоро Масленицы бойкой закипит широкий пир.
Декабрю – «Святки» – слова из баллады В. Жуковского «Светлана» (1811) :
Раз в крещенский вечерок девушки гадали:
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.
Эти пьесы своего рода каталог музыкального языка автора. «У камелька» – сочинение, в котором прослеживаются доверительные интонации, свойственные оперным ариям композитора. «Масленица» несет на себе отпечаток симфонических скерцо автора, а «Святки» – один из самых пленительных вальсов, которыми так знаменит П. Чайковский.
Глубоко постигая язык музыки, ребенок осваивает выразительный смысл произведений других искусств. При этом язык других искусств (живописи, пантомимы, ритмопластики, художественного слова) постигается в сравнении с музыкой по основанию, которое представляет собой эмоцию, переживание, чувственный образ. В результате ребенок неравнодушно, эмоционально-оценочно постигает выразительный смысл языков других искусств, вживается в художественные образы, находит в них личностный смысл. Пример музыкальных занятий с использованием зимней темы в произведениях классической музыки с использованием технологии О. П, Радыновой.
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать настроения музыки, изобразительность.
Ход занятия:
П е д а г о г. Зима бывает разная. Светит солнышко и переливаются в его лучах, словно волшебные огоньки, снежинки. Вокруг, куда ни посмотришь, бело, красиво. А бывает, что дует злой, лютый ветер, заметает пургой всё вокруг.
Метель
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели.
Месяц меж тучек над полем сияет,
Бледная тень набегает и тает.
Мнится мне ночью: меж белых берёз
Бродит в туманном сиянье Мороз.
(И. Бунин)
Про Деда Мороза слагают сказки, пишут стихи, сочиняют музыку. Вы, наверное, знаете сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев»? Дед Мороз не только приносит на Новый год подарки (исполняет фрагмент песни В. Витлина «Дед Мороз»).
Когда он рассердится, начнёт дуть и стучать посохом, сзывать метели и вьюги - не на шутку испугаешься! А каким изобразил Деда Мороза Р. Шуман? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Сердитым. Музыка громкая, тяжёлая.
П е д а г о г. Да, музыка грозная, суровая, важная, чёткая, звучит низко, тяжело. Можно представить себе, что Дед Мороз вышагивает неторопливо, тяжело и стучит своим посохом (исполняет фрагмент, затем всю пьесу целиком).
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки, выразительных средств.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали на прошлом занятии пьесу немецкого композитора Роберта Шумана «Дед Мороз». Каким изобразил Деда Мороза Р. Шуман в своей музыке? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Дед Мороз важный, грозный, сердитый, тяжело шагает.
П е д а г о г. Да; музыка звучит в низком регистре, с акцентами. Она решительная, сердитая, хмурая, похожа на тяжёлую поступь. (Исполняет фрагмент.) А сколько частей в этой пьесе? Меняется ли характер музыки? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Да, в середине музыка становится быстрой, как будто Дед Мороз нагоняет вьюги, метели. В пьесе три части.
П е д а г о г. Правильно, в средней части характер музыки меняется. Она изображает порывы ветра, зимнее ненастье, стремительная, встревоженная, беспокойная (исполняет начало средней части). Потом музыка становится загадочной, темной, сердитой, страшноватой (исполняет 9-12-й такты средней части).
После средней части опять звучит та же мелодия, что и в начале пьесы - неторопливая, важная (исполняет фрагменты).
Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов написал поэму «Мороз, Красный нос». В ней есть такие строки:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
(Звучит пьеса Р. Шумана.)
Стихотворение Н. Некрасова и пьеса Р. Шумана перекликаются по характеру. И в музыке, и в стихах чувствуется суровость, таинственность, загадочность, сказочность.
Нарисуйте дома Деда Мороза или картину вьюги, которая представляется вам, когда вы слушаете пьесу Р. Шумана «Дед Мороз».