Консультация «Звуковая культура речи. Орфоэпия»

Елена Черний
Консультация «Звуковая культура речи. Орфоэпия»

Семинар по звуковой культуре речи, раздел - орфоэпия.

Орфоэпия — это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения в отличие от орфографии — науке о правильном написании. Слово орфоэпия происходит от греческих слов orthos — прямой, правильный и epos — речь, и означает «правильная речь». Всем очевидно, к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому обучение русскому литературному произношению так же важно, как и обучение правописанию и грамматике. В настоящее время, когда устная речь стала средством широкого общения, она должна быть безукоризненной в языковом и произносительном оформлении.

Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.

Часто у нас возникает вопрос, где поставить ударение, на каком слоге? В русском языке ударение не только разноместно, то есть может падать на любой слог, но и подвижно и при изменении грамматической формы одного и того же слова ударение меняет место. Например, в словах «гОрод», «гОроду», но «городАм», «городА» или «прИнял», «прИмешь», «прИмут», но «принялА», «примУ».

Будьте очень внимательны к знаку ударения в слове! Знак ударения – настоящий волшебник: взмахнет своей малюсенькой косой черточкой над словом и совсем изменит его значение:

ЗАМОК - ЗАМОК

ГВОЗДИКИ – ГВОЗДИКИ

ХЛОПОК –ХЛОПОК

ИРИС – ИРИС

СТРЕЛКИ – СТРЕЛКИ

Шутник он, невидимка – молоток,

Тук! – и ударил в безударный слог…

… И сразу же исчез огромный ЗАМОК…

Послушай, молоток, не путай слоги,

Опять, озорничая, не солги…

Нет, снова – Тук!

Шли по морю ПИРОГИ,

Вдруг вместо них поплыли ПИРОГИ!

Есть в русском языке слова, которые не изменяются, если даже их очень попросить об этом. У таких слов нет никаких других форм, кроме начальной:

пальто

кино

какао

метро

пианино

радио

пони

эскимо

монпасье

шоссе

пюре

кофе

конфети

Правильно говорят так: играть на пианино; кататься на пони; выйти на улицу без пальто; дойти до метро; городское шоссе, мчаться по шоссе; сливочное эскимо, съесть сто эскимо; котлета с картофельным пюре, сливочное пюре; черный кофе.

Правильно произносите все формы слова! Например, есть такое славное слово ХОТЕТЬ. Эту начальную форму слова любой произнесет правильно: ХОТЕТЬ. Трудности возникают, когда начинают изменять слово. Вот тогда можно услышать «Мы ХОЧЕМ погулять», вместо: «Мы ХОТИМ погулять». Или «Коля не ХОТИТ лимонада», вместо: «Коля не ХОЧЕТ лимонада».

Другие формы этого глагола: хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят

У маленьких скворчат

Глазки круглые блестят,

Открывают рты скворчата:

Видно, есть они ХОТЯТ.

Поглядите, вот кондитер!

Испечет он, что ХОТИТЕ.

Вызывает затруднение постановка ударения в словах типа: ЗВОНИТЕ, ЗВОНЮ, ЗВОНИШЬ, ЗВОНИТ, ЗВОНИМ, ЗВОНЯТ. «Звонит телефон», «Звонят колокола».

Другие примеры слов:

Адрес, адресов

Алфавит

Арбуз, арбуза, арбузы, арбузов

Брать, брал, брала, брали

Взять, взяла

Водопровод

Впереди

Гнаться, гналась

Договор

Завидно

Инструмент

Искра

Каталог

Квартал

Кладовая

Красивый, красивее

Мусоропровод

Начать, начал, начали, начала, начался

Некролог

Понять, поняли, поняла

Портфель

Приговор

Филолог

Если возникает сомнение, где поставить ударение в слове, следует обратиться к словарям.

В орфоэпии существует закон редукции (ослабление артикуляции) гласных, по которому гласные звуки произносятся без изменения лишь под ударением, а в безударном положении редуцируются, то есть подвергаются ослабленной артикуляции. Например, молоко. Из трех гласных этого слова только [О], стоящее под ударением, произносится без изменения. Звук [О], стоящий ближе к ударному звуку, редуцируется — это нечто среднее между [А] и [О], обозначим его [а] — маленькое. И, наконец, звук [О], стоящий на втором месте от ударного [О], совсем почти не произносится, как бы «съедается», обозначим такой звук [ъ].

Если безударный звук [О] стоит в начале слова, то он произносится всегда, как [А]. Например, о[а]кно, о[а]на, о[а]шибка[ъ], о[а]лень.

В орфоэпии существует правило, по которому звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова звучат как парные им глухие П, Ф, К, Т, Ш, С. Например: лоб — ло[п], кровь — кро[ф'], глаз — гла[с], лёд — лё[т], испуг — испу[к]. (Знак ' обозначает мягкость согласного).

В орфоэпии сочетания ЗЖ и ЖЖ, находящиеся внутри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук [Ж]. Например: уезжаю — уежьжьяю, приезжаю — приежьжьяю, позже — пожьже, вожжи — вожьжи, дребезжит — дребежьжит. Слово «дождь» произносится с долгим мягким [Ш] (ШЬШЬ) или с долгим мягким [Ж] (ЖЬЖЬ) перед сочетанием ЖД: дошьшь, дожьжя, дожьжичек, дожьжит, дожьжём, дожьжевик.

Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий мягкий звук [Щ']: счастье — щястье, счет — щёт, заказчик — закащик.

В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте — здраствуйте, сердце — серце, солнце — сонце.

Звуки [Т] и [Д] смягчаются перед мягким [В] только в некоторых словах. Например: дверь — дьверь, две — дьве, двенадцать — дьвенадцать, движение — дьвижение, четверг — четьверг, твердый — тьвердый, ветви — ветьви, но двойка, двор, подвода.

В словах «если», «возле», «после», «разве» звуки [С] и [З] смягчаются и произносятся: «есьли», «возьле», «посьле», «разьве».

В словах обыкновенный, величественный, особеННый и других произносятся два «Н».

Возвратная частица СЯ в глаголах произносится твердо — СА: умывалса, боялса, одевалса. Сочетание звуков СТ перед мягким звуком [В] произносится мягко: естественный — есьтественный, величественный — величесьтьвенный.

Правил в орфоэпии существует очень много и для их усвоения следует обращаться к соответствующей литературе.

Но для того чтобы овладеть правильным произношением, недостаточно только выучить правила орфоэпии, необходимо развивать способность слышать особенности произношения звуков и слов как у других людей, так и у себя, добиваться правильного произношения под контролем слуха.

У воспитателя должна быть хорошая дикция, т. е. ясное и отчетливое произношение звуков и слов. Орфоэпия и дикция — разные вещи. Можно орфоэпически правильно говорить, но очень неотчетливо, невнятно, так что такая речь трудно воспринимается. В другом случае речь может звучать отчетливо, но слова произносятся неправильно.

Различаются два стиля произношения (в фонетическом отношении): разговорный стиль (быстрое, неряшливое произношение слов с пропуском звуков и слогов: скока вместо сколько, грит вместо говорит и т. п.) и полный стиль, отличающийся ясностью и отчетливостью звучания слов.

Разговорный стиль произношения характерен для повседневной бытовой речи, но говорящие часто не замечают, что слова искажаются.

Полный стиль произношения звучит в повседневной речи в тех случаях, когда говорящий хочет подчеркнуть свою мысль, например: «Повторяю». Полным стилем говорят актеры в театре, дикторы, ораторы. Мы воспринимаем у них каждое слово, хотя бы они говорили и очень тихо, даже шепотом.

Воспитатель детского сада должен выработать у себя хорошую дикцию и говорить с детьми полным стилем. Это важно из педагогических соображений: дети будут слышать в речи воспитателя правильное полное звучание слова и, следовательно, быстрее поймут и содержание того, что говорится; кроме того, это поможет им значительно быстрее усвоить чистое произношение. Владеть полным стилем произношения важно и с точки зрения эстетики речи. Надо учиться орфоэпически правильному произношению на лучших образцах, слушать в театре или по радио, как говорят мастера русской речи, артисты Малого и Художественного театров.

Для достижения хорошей дикции рекомендуются ежедневные упражнения в чтении вслух (10—12 минут). Читать нужно медленно, достаточно громко, так, чтобы согласные звучали чеканно, упруго, а ударные гласные полноценно, ясно. Во время чтения надо чувствовать работу мышц органов речи (языка, губ); артикуляция звуков должна быть отчетливой, но естественной.

Для чтения можно взять любой текст. Полезно упражняться в чтении скороговорок и слов, представляющих трудность для произношения из-за скопления согласных, из-за повторения одинаковых или близких по звуковому составу слогов.

Эти слова надо читать подряд, следя за тем, чтобы не пропадали звуки и слоги, особенно звуки в и ф. Нельзя читать с напряжением голоса, сопровождая свою речь лишними движениями головы, излишней мимикой.

И во время упражнений и на работе нужно соблюдать правила гигиены горла, голоса: не говорить слишком громко, не кричать не раздражать горла резким и частым откашливанием, в зимние дни на воздухе не петь, не говорить скороговоркой, дышать через нос.

Публикации по теме:

Годовой план работы логопункта. Годовой план работы логопункта детского сада № 69 ОАО «АВИСМА» на 2012-1013 учебный год. учитель-логопед Глотова Н. Г. Раздел работы:.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация «Звуковая культура речи. Орфоэпия»
Опубликовано: 24 декабря 2013 в 10:11
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....
Фотоотчет театрализованного игрового представления «Сказка ложь, да в ней намек…»
И снова работники районного дома культуры посетили наш детский сад с театрализованной игровым представлением «Сказка ложь, да в ней намек… ». Дети двух...