Папки-передвижки

Контрольная работа «Теория и методика экологического образования дошкольников по специальности»

Светлана Игошева
Контрольная работа «Теория и методика экологического образования дошкольников по специальности»

по мдк 03.03.

1. Заполните таблицу «Роль природы в экологическом образовании дошкольников»

Опишите значение природы, в воспитании детей соотнося ее значение с содержанием образовательных областей по ФГОС. Т. е. как природа влияет на физическое развитие, познавательное развитие и т. д.

Образовательные области Влияние природы на развитие детей

Художественно-эстетическое развитие Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов

Публикация «Контрольная работа „Теория и методика экологического образования дошкольников по специальности“» размещена в разделах

и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках

и пластических формах. Он получает разного рода информацию, накапливает

впечатления

цветовые,

звуковые,

осязательные.

накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без

которого немыслима творческая деятельность.

Социально-личностное развитие Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой,

поэтому очень важно сформировать у детей бережное отношение к природе и

обитателям.

Физическое развитие Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в

процессе занятий в образовательной области «Физическая культура». Самая

большая ценность, которую человек получает от природы – это здоровье.

Недаром в народе говорят: «Здоровому – всё здорово!» Жить долго, не болея,

сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических и духовных сил, -

заветное желание каждого человека.

Познавательно-речевое развитие Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания,

и развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический

запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной

взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает

речью. Подбор дидактических игр и упражнений на тему экологии помогает

развивать все компоненты речи детей, обогащать их словарный запас.

2. Особенности использования различных методов экологического образования дошкольников.

Заполните таблицу, напротив каждого метода, опишите, как он может применяться в рамках экологического образования, приведите примеры.

МЕТОД ЭОД Особенности применения

Наблюдение Это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает следующие задачи: Формирует у детей знания о природе; Развивает интерес; Воспитывает эстетические чувства.

Беседа Беседа состоит из вопросов воспитателя и ответов на них детей. Это ценный метод уточнения и расширения уже имеющихся знаний, увеличения словаря детей и развития у них связной речи. В беседе воспитатель руководит мышлением ребенка при помощи вопросов. Количество и порядок их зависят от задач, которые решаются на данном занятии, и от возраста детей. Вопросы нужно составлять так, чтобы в них учитывался опыт детей и активизировалось мышление. Беседа должна стимулировать детей на сопоставление фактов, улавливание некоторых причинных связей.

Рассказ Используется, чтобы привлечь внимание детей. Содержание его должно быть достоверно, научно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном, растении; материал необходимо излагать доступно для детей дошкольного возраста; в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособлении к условиям жизни, о жизни растения, его росте, цветении

Чтение художественной литературы При чтении художественных произведений у детей накапливаются знания о природе, воспитывается интерес и любовь к природе, развивается чувство красоты. Используя художественное слово, надо умело сочетать его с непосредственными восприятиями детей.

Опыты и эксперименты Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Игры Игра является методом при помощи, которой дети знакомятся с окружающим миром. При ознакомлении с природой, используются следующие виды дидактических игр. Предметные — это игры с использованием разных шишек, семян, листьев и т. д. Настольно — печатные — развивают логические мышления («Ягоды и фрукты», «Грибы», «Лото»). Словесные игры — устные вопросы о природе детям («Когда это бывает?», «Кто летает?» и т. д.) Творческие игры: строительные, которые способствуют познанию детьми качество и свойства предметов природы (песок, шишки, снег, глина). Подвижные игры: дети подражают повадкам животных. («Наседка и цыплятки», Волки и овцы», «Солнышко и дождик»)

Труд Применяется в повседневном уходе за растениями в уголке природы. Труд детей по выращиванию растений, уход за животными, охрана природы. Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку, можешь играть)

3. Составьте конспект занятия с использованием деятельности моделирования по следующей схеме.

1. Образовательная область. «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

2. Тема. «Поможем Планете Земля».

3. Цель. формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать её.

4. Задачи

Обучающие,

Обеспечить понимание взаимодействия живой природы и человека

Воспитательные,

Формировать навык экологически грамотного поведения в природе.

Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы.

Воспитывать у детей эмоционально-положительное, бережное, доброжелательное отношения к объектам окружающей природы.

Развивающие

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между миром природы и последствиями деятельности человека.

Развивать умение взаимодействовать, находить выход из сложившейся ситуации, принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Развивать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.

5. Оборудование (демонстрационный и раздаточный материал). цветная бумага, необходимые предметы для очистки воды (вата, песок, пластиковые стаканы, воронки, емкость с загрязненной водой, влажные салфетки, белые халаты по количеству детей, панно ветвистое дерево без листвы.

6. Виды деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, экспериментирование.

7. Орг. момент и мотивация.

Дети встают в круг, берутся за руки. Воспитатель произносит:

- Подойди ко мне, дружок, вместе встанем мы в кружок.

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг! Здравствуй друг!

Здравствуй весь наш дружный круг!

- Ребята, давайте друг другу улыбнемся! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

8. Актуализация опорных знаний.

Проблемная ситуация.

Внимание, внимание! Говорит планета Земля. На планете сложилась чрезвычайно опасная ситуация. Воздух и водоемы планеты загрязнены. Уважаемые жители планеты, помогите исправить ситуацию.

Воспитатель. : - Ребята, поможем нашей планете? (ответы детей)

Воспитатель: как ты считаешь, отчего воздух стал грязным? (Много заводов, которые в воздух выбрасывают вредные вещества).

Воспитатель. : - Молодец!

- Воспитатель …., а как ты думаешь, почему воздух стал грязным? (На улице много машин выбрасывающих выхлопные газы).

- Молодцы, ребята, все вы правы. Действительно много заводов, фабрик, которые в воздух выбрасывают вредные вещества. На улицах много машин выбрасывающие выхлопные газы.

Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель. : - …., зачем работают заводы и фабрики? Может мы их закроем и проблема будет решена? (ответы детей)

Воспитатель. : - Молодец, правильно. Значит это хорошо? А почему заводы и фабрики – это плохо? (ответы детей)

Воспитатель. : - …., зачем на улицах города так много машин? (ответы детей)

Воспитатель. : - Правильно, молодец. Значит это хорошо? А почему много машин – это плохо? (ответы детей)

Воспитатель. : - Заводы и фабрики, машины – все это важный момент для развития городов. Заводы дают рабочие места людям, чтобы они могли содержать семьи. На них производят различные предметы, которыми пользуются люди. На улицах много специализированной техники, которая чистит дороги, вывозит мусор. Люди привыкли к удобству.

9. Формирование новых знаний.

Итак, возникает вопрос. Что может помочь сделать чище воздух в городах, а значит и на Планете? (ответы детей)

Воспитатель. : - Действительно, деревья делают воздух чище, они являются природным фильтром Планеты. Обратите внимание вот на это дерево. (Воспитатель обращает внимание на панно и приглашает рассмотреть его поближе)

Воспитатель. : - Ребята, как вы думаете, чего не хватает этому дереву для очистки воздуха? (Листьев). Молодцы! Листья выделяют кислород и за счет кислорода очищается воздух.

Упражнение «Наклей листочки»

(метод обрывания).

Воспитатель. : - Посмотрите какое великолепное дерево у нас получилось.

Игра - эмпатия: «Дерево и воздух»

(прием эмпатия – личная (субъективная) аналогия).

Воспитатель. : - Ребята, сначала мы с вами изобразим одинокое дерево, которому тяжело справится с большим количеством грязного воздуха (звучит печальная музыка).

Дети показывают грустное лицо, руки подняты вверх, кисти рук расслабленны.

Воспитатель. : - Покажите, как сжимаются листочки (ладошки).

Воспитатель. : - А сейчас покажем, как чувствует себя дерево в лесу или в парке, когда ему помогают другие деревья. Дует легкий ветерок (звучит ободряющая музыка).

Дети улыбаются, руки подняты вверх, раскачиваются влево, вправо.

Воспитатель. : - Какой можно сделать вывод? (ответы детей)

Воспитатель. : - Молодцы! Все вы говорите правильно! Если мы будем сажать, беречь деревья, их будет много, воздух на планете станет чище.

Воспитатель. : - Ребята посмотрите на картинки и скажите, только ли воздух загрязняют заводы? Правильно, сточные воды загрязняют водоемы. Чтобы этого не происходило необходимо сделать фильтр. Фильтр – это приспособление для очистки чего-либо грязного.

Воспитатель. : - Ребята, посмотрите, у вас на столах находятся предметы, из которых вы попробуете сделать фильтр. Основой которого будет воронка (обрезанная пластиковая бутылка, а в остальном вам поможет схема, которую мы сейчас составим.

10. Закрепление полученных знаний.

Используем прием моделирования (образная аналогия).

Воспитатель. : - Наша схема будет состоять из четырех кругов – это слои фильтра, если вата – это первый слой, каким будет круг? (белый, если песок – это второй слой, каким будет круг? (желтый, третий слой – вата, каким будет круг? (белый) и четвертый круг – это чашечка с дырочками. Выполняем задание. Смотрите внимательно, какой слой первый, какой следующий…

Проводится эксперимент по очистке воды.

Воспитатель. : - Ребята, делаем вывод, что следует делать для того, чтобы вода стала чище? (ответы детей)

11. Итог. Рефлексия.

- Ребята, давайте вспомним, о чем попросила нас наша Планета?

- Что должны делать люди, чтобы помочь нашей Планете?

- А как вы сегодня помогли нашей Планете?

Воспитатель. : - Вы молодцы! Заводы и фабрики, машины – все это важный момент для развития городов. Если мы будем сажать деревья и беречь леса, воздух на планете станет чище. Чтобы вода была чище, на заводах должны следить за выбросами и ставить специальные фильтры для очистки сточных вод.

4. Заполните таблицу. Программы экологического образования.

Название программы автор Основная идея Цель, задачи Название блок или разделов Главные особенности, отличия от других программ

Пермский край – мой родной край Федотова А. М. Воспитание начал экологической культуры детей дошкольного возраста на основе знакомства с родным краем формирование обобщенного представления

«окружающий мир человека», включающее знания о естественной и преобразованной человеком природе, рукотворном мире, созданном многими

поколениями людей, живших на земле Пермской; о людях, живущих в

настоящее время и создающих своим трудом условия для удовлетворения

материальных и духовных потребностей; представления об отношении

людей друг к другу, к природе, к культуре, к истории своего края.

Состоит из четырё х взаимосвязанных компонентов - подсистем:

- собственно природная среда (леса, луга, водоёмы)

- порождённая агротехникой среда (поля, сады)

- искусственная среда (дома, дороги, транспорт)

- социальная среда (общество). Региональный компонент в программе представлен первоначальными

знаниями об особенностях географического положения Пермского края, его

растительного и животного мира, природных богатств, истории, культуры.

Юный эколог Кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Российской академии образования Николаева С. Н. Ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам; формирование навыков ухода за обитателями уголков природы. Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста Программа состоит из 2-х подпрограмм:

-«Экологическое воспитание дошкольников»;

-«Повышение квалификации дошкольных работников по экологическому воспитанию детей».

Программа, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.

Мы Н. Я. Кондратьева Содержа-ние развертывается от познания внутренних связей живого к освоению внешних связей организма и среды и далее - к раскрытию многообразных связей живого в экосистеме. У детей развиваются представления о целостности и самоценности при-роды. Средствами формирования эмоционально позитивного опыта общения с природой выступают наблюдение, моделиро-вание, игра, рисование, конструирование. Цель программы: формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи:

развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой. В программе представлены следующие виды познавательной деятельности: наблюдение, экологическое моделирование, поисковая деятельность, труд в природе. Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие. Программа предусматривает также художественно-творческую деятельность, слушание, чтение и рассматривание с детьми книг с рисунками о природе. Формировании у детей понимания единства человека и природы, которое способ­ствует психологической включенности личности в мир природы, делает ее экологичной. «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированной деятельности, опыт гуманного отношения к природе. В программе также раскрыта идея единства человека и природы.

Наш дом природа Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук). Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Основная цель экологической программы «Наш дом - природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Программа "Наш дом-природа" состоит из десяти блоков.

Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др., три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой. Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учиты вают психологические и физиологи ческие особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.

Мы земляне Н. К. Вересова Имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников; в основе сознания - ценностное отношение к миру, система личностных смыслов.

Задачи программы:

-обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых - позиция землянина;

-творческое самовыражение ребенка и педагога;

-развитие способностей ребенка;

-обогащение детей знаниями. Три подхода: естественнонаучный, натуралистический и гуманистический (гуманитарный). Программа "Мы - земляне" исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к культуре.

Я человек С. А. Козлова способствовать

творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям,

познавательными

добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее

закладываются в дошкольном возрасте. помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него

представления о себе как представителе человеческого рода, о людях, живущих на

Земле,

их

чувствах,

поступках,

правах

и

обязанностях,

разнообразной

деятельности;

на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую

чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям. приобщения ребенка к социальному миру. Она включает

четыре больших раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый

имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель. Каждый раздел

имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание.

«Что я знаю о себе». Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои

умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.

«Кто такие взрослые». Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые. Зачем и как люди

«Человек-творец». Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы,

созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек-художник.

«Земля — наш общий дом». Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди

заселили Землю. Твоя страна, твой народ. Содержание программы построено на доступных для понимания дошкольника сведениях

из разных областей культуры: истории, религии, географии, астрономии, автономии.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Административная контрольная работа по биологии «Организменный уровень жизни» для 11 класса Спецификация административной контрольной работы учащихся 11 класса по биологии 1. Назначение работы Работа предназначена для проведения.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Итоговая комплексная контрольная работа. 2 класс Итоговая комплексная контрольная работа 2 класс Поющая у проруби Однажды ясным морозным утром я гуляла на лыжах по лесу. Когда я вышла.

Итоговая контрольная работа «Встречи со знаменитыми композиторами. И. С. Бах» в 4 классе 1 четверть Ответь на вопросы: 1. Назови годы жизни и смерти композитора___ 2. В каких жанрах работал И. -С.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Контрольная работа для учащихся 10 класса «Творчество Н. А. Некрасова. Стихотворения. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» 1 ВАРИАНТ 1) Некрасова звали: а) Иван Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Сергей Алексеевич г) Николай Алексеевич 2) Некрасов а) совершил.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Контрольная работа «Теория и методика экологического образования дошкольников по специальности»
Опубликовано: 20 марта 2020 в 17:35
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД