Роль культуры и искусства в социально-личностном развитии дошкольников

БЕЛЛА ЛЫСЕНКОВА
Роль культуры и искусства в социально-личностном развитии дошкольников

Роль культуры и искусства в социально- личностном развитии дошкольников

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры и искусства личности. Считаем тему актуальной, так как определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Она побуждает нас проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры и искусства подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования.

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, культура и творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

В. М. Межуев отмечает, что совокупность предметов образует непосредственную предметную форму существования культуры. В предмете запечатлеваются усилия, опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений, поэтому он становится «человеческим предметом». Именно поэтому в предмете и через предмет человеку дана его подлинная история, его общественная биография. Культурная ценность предмета заключается в том, насколько предмет стал человеческим, насколько в нем представлена и воплощена ценность, выражена определенная человеческая сила и способность.

Забота о воспитании социально и личностно развитого, компетентного человека является одной из главных задач современности, и обращение к этой задаче осознано на государственном уровне. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, введёнными Министерством образования и науки Российской Федерации, социально-личностное развитие реализуется через конкретную образовательную область с определёнными критериями. Оно предполагает освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера, включения детей в систему социальных отношений, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают ребенку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство и культура вечно и прекрасно, потому что несут красоту и добро в мир.

Истинное искусство и культура должно быть прекрасно, иметь доброе, гуманное начало с вековыми традициями.

Итак, искусство и культура влияею на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить

К проблемам Детства обращаются такие ученые как В. Г Безносов, А. А. Грекалов, В. П. Зеньковский, А. П. Желобов, В. А. Хушелев, С. Д. Лихачев, К. В. Султанов, В. П. Щербаков и другие, изучал феномен «Философии Детства», где ребенок – будущий полноправный член социума, органично адаптированный к нему, которому предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включение в культуру, социальную активность и поведение ребенка. Феномен «Детства» изучается в различных аспектах, как судьбы человека, период пластичности, обучаемости, восприимчивости, предшествующей взрослению. Как судьба страны и критерии оценки современной политики, как формы социального бытия, определяющего развитие цивилизации и человечества, так как именно в «Детстве» закладывается программа поведения людей и включенности их в культуру, социальные формы жизни, будущие виды деятельности.

Искусство -- процесс или итог выражения внутреннего мира в образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции.

Мы учимся у искусства и культуры вечным ценностям, благодаря чему искусство и культура воспитывают нашу нравственность. Оно ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому из нас для полноценного духовного бытия, успешной деятельности людей в разных сферах.

Заключение

Вопрос актуальный, так как определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этой проблемы. Она побуждает нас проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры и искусства подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования.

Работу,которую мы ведем имеет дальнейшее направление.

Публикации по теме:

Из опыта работы кружка «Веселые узелки» "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Сила ума крепнет по мере того, как совершенствуется мастерство руки. И чем раньше.

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Роль культуры и искусства в социально-личностном развитии дошкольников
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 10:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Зимние деревья»
Задачи: развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить детей рисовать дерево...
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный год
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016-17 учебный год Воспитатель: Афанасьева Марина Вячеславовна «Нет такой стороны воспитания, на...
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...