Папки-передвижки

Коррекция агрессивности посредством песочной терапии

Анастасия Смиренская
Коррекция агрессивности посредством песочной терапии

Коррекция агрессивности посредством песочной терапии

На улице дети из грязи строят недоступные замки….

Сколько хлопот возле забавы…

Николай Рерих.

Вопрос использования песочной терапии в рамках ДОУ затронуто в научной и практической литературе. Игры с песком в дошкольном возрасте является одной из форм «самотерапии», благодаря которому могут быть отреагированы конфликты и пробелы.

Публикация «Коррекция агрессивности посредством песочной терапии» размещена в разделах

Благодаря песочной терапии перед нами отрываются естественные возможности погружение ребенка в «мир» бессознательного и сознательного, где он получает возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядку эмоционального напряжения в безопасной обстановке.

Первый обобщенный опыт мы получили, проводя коррекционно-развивающую с агрессивным ребенком подготовительной группы. Это был Федя в возрасте 6,8 лет.

На первом этапе поступил запрос со стороны воспитателя данной группы. По словам воспитателя, мальчик неуправляемый, мешает и раздражает в учебно-воспитательном процессе. Дома старшую сестру не слушается, обзывает маму, иногда прикладывает на нее руку. Так мы и приступили к коррекционной работе с ребенком.

Первоначально, в течении недели, мы провели наблюдение за ребенком в группе, используя критерии агрессивности, разработанное американским психологом М. Алвордом и П. Бейкером.

Выявлены следующие отклонения в поведения:

1. Завистлив, мстителен со сверстниками;

2. Часто винит других в своих ошибках;

3. Часто сердится и отказывается сделать что-либо;

4. Часто спорит, ругается с воспитателями;

5. Специально раздражает окружающих.

На втором этапе мы смело приступили к песочной терапии. Энергоинформационное поле картины, т. е. ощущение педагога-психолога, вызывало тревогу и беспокойство за ребенка. Продолжительность сеанса примерно 30-35 минут. Частота 1 раз в месяц. Проведено всего 2 сеанса, от третьего ребенок отказался.

Описание сеансов:

I сеанс. Использовался сухой и сырой песок. Вначале Федя расположил фигурки спонтанно. На сухой песочнице военные (динозавры, на мокром – полицейские (бегемоты). «Военные сидят в тюрьме», - сказал ребенок.

Педагог-психолог предлагает развернуть сюжет. Действие разворачивается на фоне войны. Все друг друга убивают, военные закопаны в песок в левом нижнем углу. Проводя параллель с символизмом пространственного расположения предметов в песочнице, мы увидим, что ребенок отражает агрессивные действие совершенные в прошлом по отношению к матери, дому, к сестре. Пряча военных (динозавров) ребенок пытается освободиться от неприятных качеств (в нашем случае – с агрессией).

Но вдруг на помощь приходит полиция (бегемоты, которые расположились на сухом песке в правом нижнем углу (символизирует спасение, которое возможно в будущем скажет себе – «Я САМ СЕБЕ ПОМОГУ»). Затем полиция спасают военных и все располагаются на сыром песке в левом нижнем углу. Ребенок озвучивает - «приходит врач – дракончик и вылечивает раненых». На наш взгляд, врач – это педагог-психолог, который заживляет у ребенка образовавшиеся душевные раны (обида, боль, ненависть к людям).

– Война закончилась!- воскликнул ребенок, и ставит фигурки друг против друга.

Сюжет картины динамичен, показаны адресаты агрессивных действий. Фигуры, на которую направлен агрессивный поток, ассоциируется у ребенка с конкретным лицом из реальной жизни (матери, сестры, сверстники).

В юнгианской песочной терапии существует описание динамики проявления конфликтного содержания картины. Выделяют 3 этапа:

1. Хаос: предметы беспорядочно расставляются на песке;

2. Конфронтация: выделяются активные противоборствующие стороны, которые ведут между собой баталии;

3. Консолидация: герои картины наконец приходят к согласию и объединяются – зло погибает, добро побеждает.

Следовательно, опыт психотерапевтов показывает, что и прошлое и современность имеют одну структуру конфликтного содержания картин, передаваемое генами человечества. Именно в дошкольном возрасте рождаются зачатки агрессивности, а своевременная коррекционно-развивающая работа погасит огненное пламя ненависти к миру.

Второй сеанс через месяц. Использовал сухой песок. Мы видим, что в правом нижнем углу образовалось озеро, с плавающими лодками, которое символизирует погружение в бессознательное, это социализирующая мужская часть, стремление к будущему, к спокойствию, постоянству.

От последующих сеансов ребенок отказался, т. е. идет осознание над совершенными действиями.

Между сеансами, мы приводили психологические часы с группой детей, включая игры разработанные К. Фопелем. Игры были на снятие агрессии «Обзывалки», «Доброе животное», «Разноцветные ладони»; игры на развитие эмпатии «Больной птенчик», «Жучок»; игры на чувственное восприятие «Рисунок на спине», «Рисунок в воздухе»; игры на умение сотрудничать со сверстниками. Также мы проводили арт-терапевтические упражнения «Мандалы» - (фото 4, «Придумай и нарисуй историю».

Спустя 6 месяцев мы провели повторное наблюдение и мини беседу с воспитателем и родителем, с целью узнать изменился ли характер и поведение у Феди. Со сверстниками мальчик стал более уравновешенным, покладистым, вежливым, объективно оценивал свои и чужие поступки, учитывая мнение взрослых. В домашней обстановке, по словам мамы, Федю будто подменили. Здоровается со взрослыми, помогает по хозяйству, выполняет просьбу старшей сестры.

Таким образом, комплексное и систематическое коррекционно-развивающие занятия, включающие терапевтические инструментария для работы, устраняют зачатки агрессивности в дошкольном возрасте, которое имеет большое значение для поддержания психического здоровья, влияет на становление всех сторон, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Литература :

1. Штейнхард. Песочная терапия. М. -2001

2. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем. : В 4-х томах. – М. : Генезис, 2000.

3. Н. В. кузуб, Э. И. Осипук В гостях у Песочной Феи СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011 - 61 с.

Публикации по теме:

Песочная арт-терапия с детьми дошкольного возраста. Песочная арт – терапия с детьми дошкольного возраста. Опыт многолетней работы с маленькими детьми позволяет сформулировать условия, соблюдение.

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаРоль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Актуальность и проблема исследования определили цель моей методической разработки: изучение возможности песочной терапии как средства развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция агрессивности посредством песочной терапии
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 17:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД