Коррекция агрессивности посредством песочной терапии

Анастасия Смиренская
Коррекция агрессивности посредством песочной терапии

На улице дети из грязи строят недоступные замки….

Сколько хлопот возле забавы…

Николай Рерих.

Вопрос использования песочной терапии в рамках ДОУ затронуто в научной и практической литературе. Игры с песком в дошкольном возрасте является одной из форм «самотерапии», благодаря которому могут быть отреагированы конфликты и пробелы.

Благодаря песочной терапии перед нами отрываются естественные возможности погружение ребенка в «мир» бессознательного и сознательного, где он получает возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядку эмоционального напряжения в безопасной обстановке.

Первый обобщенный опыт мы получили, проводя коррекционно-развивающую с агрессивным ребенком подготовительной группы. Это был Федя в возрасте 6,8 лет.

На первом этапе поступил запрос со стороны воспитателя данной группы. По словам воспитателя, мальчик неуправляемый, мешает и раздражает в учебно-воспитательном процессе. Дома старшую сестру не слушается, обзывает маму, иногда прикладывает на нее руку. Так мы и приступили к коррекционной работе с ребенком.

Первоначально, в течении недели, мы провели наблюдение за ребенком в группе, используя критерии агрессивности, разработанное американским психологом М. Алвордом и П. Бейкером.

Выявлены следующие отклонения в поведения:

1. Завистлив, мстителен со сверстниками;

2. Часто винит других в своих ошибках;

3. Часто сердится и отказывается сделать что-либо;

4. Часто спорит, ругается с воспитателями;

5. Специально раздражает окружающих.

На втором этапе мы смело приступили к песочной терапии. Энергоинформационное поле картины, т. е. ощущение педагога-психолога, вызывало тревогу и беспокойство за ребенка. Продолжительность сеанса примерно 30-35 минут. Частота 1 раз в месяц. Проведено всего 2 сеанса, от третьего ребенок отказался.

Описание сеансов:

I сеанс. Использовался сухой и сырой песок. Вначале Федя расположил фигурки спонтанно. На сухой песочнице военные (динозавры, на мокром – полицейские (бегемоты). «Военные сидят в тюрьме», - сказал ребенок.

Педагог-психолог предлагает развернуть сюжет. Действие разворачивается на фоне войны. Все друг друга убивают, военные закопаны в песок в левом нижнем углу. Проводя параллель с символизмом пространственного расположения предметов в песочнице, мы увидим, что ребенок отражает агрессивные действие совершенные в прошлом по отношению к матери, дому, к сестре. Пряча военных (динозавров) ребенок пытается освободиться от неприятных качеств (в нашем случае – с агрессией).

Но вдруг на помощь приходит полиция (бегемоты, которые расположились на сухом песке в правом нижнем углу (символизирует спасение, которое возможно в будущем скажет себе – «Я САМ СЕБЕ ПОМОГУ»). Затем полиция спасают военных и все располагаются на сыром песке в левом нижнем углу. Ребенок озвучивает - «приходит врач – дракончик и вылечивает раненых». На наш взгляд, врач – это педагог-психолог, который заживляет у ребенка образовавшиеся душевные раны (обида, боль, ненависть к людям).

– Война закончилась!- воскликнул ребенок, и ставит фигурки друг против друга.

Сюжет картины динамичен, показаны адресаты агрессивных действий. Фигуры, на которую направлен агрессивный поток, ассоциируется у ребенка с конкретным лицом из реальной жизни (матери, сестры, сверстники).

В юнгианской песочной терапии существует описание динамики проявления конфликтного содержания картины. Выделяют 3 этапа:

1. Хаос: предметы беспорядочно расставляются на песке;

2. Конфронтация: выделяются активные противоборствующие стороны, которые ведут между собой баталии;

3. Консолидация: герои картины наконец приходят к согласию и объединяются – зло погибает, добро побеждает.

Следовательно, опыт психотерапевтов показывает, что и прошлое и современность имеют одну структуру конфликтного содержания картин, передаваемое генами человечества. Именно в дошкольном возрасте рождаются зачатки агрессивности, а своевременная коррекционно-развивающая работа погасит огненное пламя ненависти к миру.

Второй сеанс через месяц. Использовал сухой песок. Мы видим, что в правом нижнем углу образовалось озеро, с плавающими лодками, которое символизирует погружение в бессознательное, это социализирующая мужская часть, стремление к будущему, к спокойствию, постоянству.

От последующих сеансов ребенок отказался, т. е. идет осознание над совершенными действиями.

Между сеансами, мы приводили психологические часы с группой детей, включая игры разработанные К. Фопелем. Игры были на снятие агрессии «Обзывалки», «Доброе животное», «Разноцветные ладони»; игры на развитие эмпатии «Больной птенчик», «Жучок»; игры на чувственное восприятие «Рисунок на спине», «Рисунок в воздухе»; игры на умение сотрудничать со сверстниками. Также мы проводили арт-терапевтические упражнения «Мандалы» - (фото 4, «Придумай и нарисуй историю».

Спустя 6 месяцев мы провели повторное наблюдение и мини беседу с воспитателем и родителем, с целью узнать изменился ли характер и поведение у Феди. Со сверстниками мальчик стал более уравновешенным, покладистым, вежливым, объективно оценивал свои и чужие поступки, учитывая мнение взрослых. В домашней обстановке, по словам мамы, Федю будто подменили. Здоровается со взрослыми, помогает по хозяйству, выполняет просьбу старшей сестры.

Таким образом, комплексное и систематическое коррекционно-развивающие занятия, включающие терапевтические инструментария для работы, устраняют зачатки агрессивности в дошкольном возрасте, которое имеет большое значение для поддержания психического здоровья, влияет на становление всех сторон, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Литература:

1. Штейнхард. Песочная терапия. М. -2001

2. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 2000.

3. Н. В. кузуб, Э. И. Осипук В гостях у Песочной Феи СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 - 61 с.

Публикации по теме:

Песочная арт-терапия с детьми дошкольного возраста. Песочная арт – терапия с детьми дошкольного возраста. Опыт многолетней работы с маленькими детьми позволяет сформулировать условия, соблюдение.

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаРоль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Актуальность и проблема исследования определили цель моей методической разработки: изучение возможности песочной терапии как средства развития.

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Цветы
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Коррекция агрессивности посредством песочной терапии
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 17:52
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...